Венский фестиваль музыкальный фильмов 2012

Третий Венский


«Уголок Европы». Именно такое неофициальное прозвище от своих зрителей  получил Венский фестиваль музыкальных фильмов. В этом году он проходил уже в третий раз. Как всегда – в самый разгар лета, как всегда – на уютной площади перед центральным входом в Уральский федеральный университет.  

Фестиваль в ландшафте

 Проведение фестиваля в 2010 году можно назвать экспериментом. И он удался. Организаторам – Почетному консульству Австрии и журналу National Business – удалось завоевать внимание горожан и доверие спонсоров.  Во второй год Венский фестиваль стал событием. Событием, которое удостоилось пристального взгляда со стороны прессы и интереса двух новых партнеров –  администрации Екатеринбурга и УрФУ. Не говоря об удовольствии жителей города и их горячем желании «повторить уголок Европы».

  А что же показал Третий Венский фестиваль? То, что этот проект – единственный в России – стал явлением. Явлением, которое привлекло около двадцати тысяч человек. Явлением, которое на наших глазах превращается в традицию и окончательно вписывается  в культурный  и общественный ландшафт большого города.           

 Да, многие наши гости противопоставляют «европейское» пространство фестиваля  остальному городу. «Пусть мы живем в мегаполисе, пусть вокруг не Вена, всё проще, грязнее... Но! – Доступность прекрасного дарит нашему городу шанс на прекрасное будущее. Глаза людей начинают светиться по-другому!» «…Единственное прекрасное мероприятие в Екатеринбурге для горожан…» – (здесь и дальше – из отзывов посетителей).  Но всё-таки я бы уже поспорил.

 Последние годы в нашем большом и непростом уральском миллионнике  накапливается и и всё чаще прорывается огромная внутренняя энергия. Наверное, её можно назвать гражданской активностью, имея в виду  абсолютно всё – и политические митинги, и сопротивление непродуманным действиям властей, и создание инициативных групп, подобно «Красной линии», и появление большого числа фестивалей, премий, других ивентов и публичных проектов. Это переброс «кухонных разговоров» в сети, вынесенная в публичную плоскость судьба «Пассажа», проведение форсайтов о будущем Екатеринбурга… И многое другое, о чём зачастую узнаешь лишь после того как событие состоялось.

 С помощью своих жителей и – давайте будем объективными! – при доброжелательном настрое  городских властей  среднеуральская столица преображается. В самых разных формах – от архитектурно-застывших  до  пластично-человеческих. Пусть со всеми оговорками и скепсисом.

  Венский фестиваль – очень яркое проявление этой энергии. Причем не просто самое мирное, но и, пожалуй, наиболее культурно-цивилизованное. «Уголки», а точнее «кусочки» Европы встречаются в нашем городе всё чаще, но по масштабам и уникальности Венский фестиваль, безусловно, единственный. Именно поэтому в отзывах звучат слова благодарности не только за возможность услышать музыкальные шедевры. Очень часто встречается слово «атмосфера». «Незабываемая атмосфера! Третий год с удовольствием «купаемся» в мире музыки, культуры, удовольствия!», «Три дня подряд мы проводили в такой хорошей атмосфере музыки оперы «Кармен», немецких и итальянских произведений».

                                                 Насыщаться музыкой

 Венский фестиваль – дитя многих родителей. Говоря официальным языком, это хороший пример самого разноуровневого партнерства. Международного, предпринимательского, частно-государственного. «Всё смешалось в доме..». Австрийский культурный форум, огромный мировой холдинг УГМК,  федеральный университет, деловой журнал… Но прежде всего в основу были заложены энтузиазм и упорство людей с той самой энергией. «Для чего тебе это?» – такой вопрос задавался не раз. Может быть, для того, чтобы говорить всем своим друзьям, партнерам и коллегам: «Встретимся вечером на фестивале? Послушаем и поговорим?». Может быть, для того, чтобы на концерте Пола Маккартни бросить взгляд назад и увидеть радостное людское море?  Может для того, чтобы прочитать вот такой отзыв: «Огромное спасибо за Праздник музыки! Наша группа туристов в конце июня вернулась домой, мы побывали в Германии, Австрии и других странах, и как приятно, что дома, в Екатеринбурге, я и мои коллеги получили продолжение праздника! – это чудо! А я очень верю в чудеса! Тем более что они сейчас очень быстро случаются! Мы дарили чудо в Европе, а вы подарили его нам!»      

  

Комментарии:

 Михаил Сажаев, художник, портретист, член Союза художников России.

(постоянный гость фестиваля)

 Венский фестиваль – для меня прекрасная возможность отдохнуть душой вне стен моих студий. Благодаря ему становится видно, что наш город и его жители движутся в сторону большой классической культуры. Масскультура, несмотря на её обилие, с трудом, но отодвигается в сторону.

Уровень проходящего Венского фестиваля – очень достойный для массового мероприятия, в Екатеринбурге я такой вижу в первый раз. Разницы между Венским фестивалем в Екатеринбурге и аналогичными мероприятиями, которые я видел за границей, – нет. Единственное отличие – уровень автомобилей, оставленных на парковке: за границей, это дорогие машины, здесь – попроще, но это никак не влияет на чувствование классики и её восприятие. Радует достойное поведение слушателей Венского фестиваля. Я не первый день замечаю, что случайных людей здесь нет. Как нет пьяных и подвыпивших – им здесь неинтересно и неуютно. Ещё очень радуют дети, которые пришли сюда с родителями: им в общем-то безразлична эта музыка, они просто радуются жизни.

Лица, которые я здесь наблюдаю – очень разные: и по статусу, и по материальному положению, что лишний раз подтверждает: Третий Венский фестиваль – это масштабное культурное и духовное объединение людей.

Венский фестиваль уникален тем, что проходит на открытой площадке и вплетается  в пульс города: музыка смешивается с чириканьем воробьев на клумбах, карканьем ворон, естественным шумом трамваем и машин. Фестиваль создает новый музыкальный формат – это музыкальная среда, отличная от камерной обстановки, когда ты слушаешь музыку в зале. На площадке Венского  каждый чувствует себя участником, и я возьму на себя смелость заявить, что так создается новая музыкальная среда – насыщенная, живая и пульсирующая.