Зима – время повышенной опасности для водителей. Преобладание тёмного времени суток, гололёд, осадки, холод являются неблагоприятными факторами, которые могут стать причиной поломок или спровоцировать аварию. Поэтому необходимо быть уверенным в исправности автомобиля и пригодности вспомогательных устройств.

В повседневном обслуживании своей «ласточки» автолюбители пользуются множеством измерительных устройств, но насколько можно доверять их показаниям? Рассмотрим топ-3 наиболее распространённых приборов, от которых зависит безопасность движения. А также мы на основе результатов исследований мы решим, насколько фактические показатели потребительских свойств товара соответствуют информации, добровольно заявленной производителем на маркировке стеклоомывающей незамерзающей жидкости и автомобильных буксировочных тросах.

ТОП-3 измерительных устройств

Шинный манометр

ГИБДД рекомендует еженедельно проверять давление в шинах, в том числе и в запасном колесе, так как на этот показатель оказывает влияние температура окружающий среды, износ шины, срок годности, производитель. В практике встречались случаи, когда наполовину спущенное колесо саморазбортовывалось на большой скорости и при резких маневрах.
Шинный манометр – широко представлен на рынке автотоваров. Но, к сожалению, большая часть подобных измерительных устройств не отличается точностью, иногда погрешность достигает 50% от истинного значения величины!
Например, манометр невысокого качества покажет давление в 2 атмосферы (2,03 бар) – так, как и должно быть в легковой шине. На самом деле оно будет 1,5 атмосферы, что приведёт к увеличению расхода топлива, а также к падению управляемости автомобилем и его устойчивости, особенно это опасно при маневрировании на гололёде или в снежной колее. Может быть и обратная ситуация – когда на самом деле колесо, что называется, перекачано. Избыточное давление в шине создаёт напряжение в нитях корда, и во время движения при наезде на препятствие возможно нарушение целостности покрышки.

Несколько полезных советов от Максима Позолотина, эксперта в области поверки средств измерений на транспорте ФБУ «УРАЛТЕСТ»:

  1. Давление следует контролировать только на холодной шине, так как после поездки с высокой скоростью и в жаркую погоду, давление обычно выше нормы. Но в этом случае не следует его снижать.
    2. Не использовать износившиеся покрышки (с небольшой остаточной глубиной протектора), поскольку это приведёт к частым проколам и снижению давления.
    3. При применении манометров утверждённого типа, необходимо регулярно проводить его поверку в срок, указанный производителем в паспорте прибора (руководстве по эксплуатации).
    4. При использовании манометра неутверждённого типа рекомендуется дважды в год осуществлять калибровку прибора.
    5. Обращать внимание на срок годности шины, как правило после 3-4 сезонов резина становиться менее эластичной, что образует механические трещины и разрывы на поверхности колеса.

Измерители остаточной глубины рисунка протектора шин

Правила дорожного движения РФ предписывают, что для легковых автомобилей остаточная глубина рисунка протектора шин должна составлять не более 1,6 мм. Относительно маленькие значения, поэтому нужен довольно точный прибор.

В сущности, проблема та же, что и с шинными манометрами – если это устройство неутверждённого типа, то возникают большие сомнения в достоверности значений. Второй момент, на который стоит обратить внимание – цена деления приборной шкалы. Даже поверенные средства измерений могут иметь цену деления в 1 мм – например, металлические рулетки. В этом случае точность будет только приблизительной.

Владимир Милорадов, эксперт в области обеспечения единства измерений геометрических величин ФБУ «УРАЛТЕСТ», считает, что наиболее эффективным способом измерений будет использование штангенциркулей или глубиномеров индикаторных утверждённого типа, с допустимой погрешностью от 0,02 до 0,1 мм. К слову, законодательная методика выполнения измерений PML 1-02:2016 «Измерения остаточной высоты рисунка протектора шин автомобилей» предусматривает использование именно штангенциркулей.

Преимуществом применения таких инструментов является простота использования –они не требуют специальных навыков работы и научиться пользоваться ими под силу любому автолюбителю. Хороший штангенциркуль с подтверждёнными метрологическими характеристиками стоит дороже относительно других аналогов, но, во-первых, результату его измерений можно доверять, во-вторых, такой прибор регулярно используется в быту – во время ремонта или любых монтажных работах дома или на даче.

Октанометры

Зимой, безусловно, особенно важно заправлять автомобиль хорошим топливом, и одной из важнейших характеристик его качества является октановое число. Многие автолюбители приобретают октанометр – прибор для экспресс-анализа автомобильного бензина.
Если вынести за скобки, что в отношении подобных измерительных устройств, предназначенных для определения октанового числа, не была проведена процедура утверждения типа, то есть точность не подтверждена государственным метрологическим контролем, то есть один очень тонкий момент в применении октанометров.
Дело в том, что приборы обеспечивают свои характеристики только в пределах того образца топлива, по которому выполнена градуировка. Если вы возьмёте для исследования бензин другого завода, то получите недостоверные результаты измерений, так как каждый производитель применяет разные технологии и рецептуры, поэтому итоговый химический состав горюче-смазочных материалов различается.

Более-менее точные данные можно получить, если предварительно градуировать бытовой октанометр на эталонных смесях или государственных стандартных образцах, но обычному автолюбителю негде их взять. По мнению Евгения Сысуева, начальника отдела оценки соответствия ФБУ «УРАЛТЕСТ», установить октановое число автомобильного бензина можно только в аккредитованной лаборатории, выполняя исследование по ГОСТ 8226-2015 «Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа» и ГОСТ 511-2015 «Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа» на профессиональных установках.