«Победа» Интернета над телевидением, пожалуй, неоспорима. Именно поэтому известные журналисты в поисках новой аудитории и новых форматов переходят на видеохостинг YouTube, аудитория которого готова принимать новые форматы, помогать их развитию и, в принципе, принимать новую информацию. Одним из самых занимательных стал жанр интервью. Раскрытие известной личности через беседу с журналистом. Раннее ТВ давало возможность увидеть актуальные и интересные беседы с артистами, спортсменами, политиками, но со временем все больше интервью на ТВ стало скатываться в жанр желтухи под названием «копание в грязном в белье». В борьбу с этим вступили опытные журналисты, решившие показать, что для журналистики настала новая эпоха, где есть более лояльная и любопытная аудитория, готовая не просто «хавать» контент, но и делать все, чтобы его улучшать.
«вДудь»
Молодой парень, всколыхнувший аудиторию российского YouTube, казалось бы, простым интервью. Но все не так просто. Для начала, кто такой Юрий Дудь:
Дудь Юрий Александрович
34 года
Российский журналист, видеоблогер, теле- и радиоведущий.
Бывший главный редактор издания Sports.ru, с сентября 2018 года — заместитель генерального директора.
Идея о создании канала на YouTube пришла к Юрию, по его же словам, когда он ехал с супругой в Нижний Новгород. Во время работы на Sports.ru Дудь взял не одно интервью, но в большинстве своем это были люди из сферы спорта. Именно амбиции сподвигли молодого журналиста на создание канала на видеохостинге, где он может отойти от понятия «теле-формат» и действовать свободно.
«Интервью — это обилие эмоций, фактов и всего остального. Раньше аудитория YouTube думала, что это максимально дежурный, ритуальный жанр. Поэтому для местных зрителей это как минимум необычно» – рассказал Юрий коллегам с РБК.
И, действительно, необычно! Первым интервью на канале «вДудь» становится интервью с рэпером Бастой и собирает в первые же сутки более 100 тыс. просмотров. Для интервью, где идет беседа не только о творчестве рэпера, но и поднимаются вопросы, касающиеся наркотиков, политики, секса, результат оказался ошеломляющим. Отсутствие рамок – главная «фишка» интервью Дудя. Гости пьют, матерятся, курят, проявляют эмоции – делают все то, что привыкли делать все мы. Зритель видит не только подготовленный образ, но и настоящего простого человека внутри этого образа.
Уже с 3 выпуска «вДудя» количество подписок и просмотров начинает расти, а создателям программы приходят первые деньги. Именно с этого выпуска Юрий подписывает первый рекламный контракт, опираясь на то, как срезонирует видео, где гостем стал популярный и скандальный на тот момент артист, фронтмен группировки «Ленинград» – Сергей Шнуров. И опять Юрий шокирует, заставляет задаваться аудиторию, привыкшую к «вылизанным» телевизионным интервью, вопросом: «А что, так можно было?».
Ещё одной «фишкой» шоу является то, что ни команда шоу, ни сам Юрий не делают никаких анонсов и тизеров, которые могли бы раскрыть новых гостей.
«А поговорить?»
Канал, ставший (по началу) неким противопоставлением Дудю. Интервью только с женщинами, ведущие – женщины, меньше провокации, больше психологии. Постепенно команда Ирины Шихман вывела «А поговорить?» на новый уровень, отойдя от таких строгих рамок, что сделало канал еще более привлекательным.
Шихман Ирина Юрьевна
37 лет
Российский журналист, телеведущая, видеоблогер.
Журналистский путь Ирины начался еще в 13 лет: она работала на радио в родном городе Томске. Окончив школу, девушка поступила в Томский государственный университет на факультет журналистики, но любовь победила все, и Ирина, не окончив ВУЗ, вслед за своим молодым человеком уехала в Санкт-Петербург, что по итогу не помешало ей сделать карьеру. До создания «А поговорить?» Ирина работала в программе «Истории в деталях», создателем которой является ее кумир – Сергей Майоров.
«Телевидение на сегодняшний момент в России умерло: там цензура, рамки и много чего нельзя. А на ютубе все можно. Это упрощает, а самое главное — заводит тебя на работу. Потому что “Вау, это можно, и это можно? Серьезно?” — очень круто» – рассказала Ирина на одной из своих творческих встреч.
Именно поэтому было принято решение о создании канала, где Ирина, которая все это время специализировалась именно на интервью со звездными гостями, могла несколько расширить границы.
Канал начинался как интервью женщин с женщинами и долго противопоставлялся каналу «вДудь», ведь Юрий принципиально не беседовал с представительницами прекрасного пола. Компанию Ирине несколько первых выпусков составляла ее соведущая – блогер Мария Всикунова, которая вскоре покинула шоу.
По мере развития канала и роста количества подписчиков Ирина со своей командой начала осваивать и предлагать новые форматы: специальные репортажи (самый популярный – «Вирус молчания» 4,3 млн. просмотров), интервью в связке с репортажем «Опасные гастроли» («Опасные гастроли. Максим Галкин» – 8 млн. просмотров), беседы с учеными «Наука. А поговорить?» («Опасная эволюция. Михаил Гельфанд» – 3,6 млн. просмотров), формат книжного клуба «А почитать?» («Радмила Хакова. Как найти себя за 147 свиданий» – 632 тыс. просмотров).
Ирина не создает рамок для гостей. Они могут также спокойно пить, курить, ругаться матом, но на канале «А поговорить?» такие условия созданы не для провокации, а для тонкой психологической игры, которую устраивает Ирина, чтобы полностью раскрыть персонажа. Но, если у героев нет правил, то у Ирины есть: никаких анонсов гостей, никаких согласований вопросов с гостями заранее, неподкупность.
«ещенепознер»
Речь не о Владимире Познере, а о YouTube-канале с перефразированной цитатой из песни группы «Аукцыон» в названии. Интеллектуальные беседы с непростыми личностями. Сложно сравнить проект Николая Солодникова с кем-либо еще, ведь Николай создал формат, кардинально отличающийся от всех подобных. Здесь нет вопросов «Сколько ты зарабатываешь? Сколько девушек у тебя было?». Вы скорее сможете узнать, почему Николай Комягин (группа «SHORTPARIS») любит академическую музыку, и как Михаил Козырев познакомился с Бродским.
Николай Солодников
39 лет
Российский журналист и видеоблогер, организатор проектов «Диалоги» и «Открытая библиотека», библиотекарь.
Как педагог по образованию стал одним из самых узнаваемых YouTube-журналистов? В 2005 году Николай переехал в Петербург, чтобы попробовать себя в сфере преподавания: читал лекции по литературе и истории мировой культуры в колледже в Пушкине. А позже произошло знакомство Николая с режиссёром Александром Сокуровым, которое определило дальнейший творческий путь Солодникова. В то время Сокуров сотрудничал с одним из телеканалов в городе, и он помог Николаю попасть в передачу, посвящённую проблемам преподавания литературы. Спустя некоторое время Солодникову предложили работу на телеканале 100ТВ.
Но, как и большинство интервьюеров, перешедших с ТВ на YouTube, Николай пришел сюда, потому что уверен, что эта платформа «победила» телевидение, и на ней есть возможность высказываться в самых разных формах. Формат — еженедельные беседы с интересными героями.
Педагогическое образование и работа библиотекарем подтолкнула Николая к тому, чтобы не создавать интервью в привычном всем формате, а сделать упор на более интеллектуальные темы и вопросы. Беседы об артхаусном кино, проблемах современного искусства, о величии российской культуры – такие вопросы Николай поднимает в интервью со своими гостями.
Если вы желаете развлечься и узнать какие-то подробности личной жизни звездных гостей, то вам не сюда. Подача и диалоги больше напоминают лекции, которые способны затягивать с первых минут. Среди гостей Николая были такие люди, как Михаил Пиотровский (директор Государственного Эрмитажа), Александр Сокуров (режиссер), Юрий Норштейн (российский режиссёр мультипликационного кино), Виктор Шендерович (журналист, поэт, прозаик) и многие другие.
Помимо интервью на канале стали выходить документальные выпуски («Норд-Ост. 17 лет», «Андрей Тарковский», «Голоса блокады» и т.д.) и рубрика «Закладка», где ведущий рассказывает о книгах, которые упоминались в интервью.
Интеллектуальные беседы с интеллигентными гостями.
Автор: Аделя Курмеева