Люди, попадающие к нам в рубрику «История в лицах» – это не только те, кого с нами уже нет, и кто оставил свой след в истории. Мы пишем здесь обо всех тех, кто так или иначе влияет на нашу общественную жизнь и по сей день: Булгаков – литература и драматургия, Раневская – театр и кино, Бродский – поэзия. В этот раз мы знакомим вас с журналистом. Дмитрий Муратов, 60 лет, главный редактор и один из основателей «Новой газеты», Нобелевский лауреат.

Полоса первая

Дмитрий Муратов родился 29 октября 1961 года в Куйбышеве (в настоящий момент – Саратов). В 1983 году он окончил филологический факультет Куйбышевского государственного университета, после чего в 1983—1985 годах служил в Советской Армии механиком телеграфной засекреченной связи.

О детстве и родителях Дмитрия ничего неизвестно.

После военной он службы работал в газете «Волжский комсомолец». С 1987-го по 1992 год работал в «Комсомольской правде».  После ухода оттуда выступил соучредителем товарищества журналистов «6-й этаж», в которое вошли журналисты, несогласные с новой редакционной политикой газеты. В следующем году товарищество стало учредителем «Новой ежедневной газеты», первый номер которой вышел 1 апреля 1993 года. Муратов вошёл в её редколлегию и стал заместителем главного редактора.

Разворот

В декабре 1994 — январе 1995 годов являлся специальным корреспондентом газеты в зоне боевых действий на территории Чечни. В феврале 1995 года стал главным редактором издания, которое к тому моменту было переименовано из «Новой ежедневной газеты» в просто «Новую газету».

В настоящее время «Новая газета» известна оппозиционной либерально-демократической и правозащитной направленностью, а также своими журналистскими расследованиями. Редакция «Новой газеты» славится своим бесстрашием и количеством журналистов, пострадавших (возможно) за свою деятельность. В разное время там работали Анна Политковская (убита в 2006 году), Дмитрий Быков (по данным расследования The Insider и Bellingcat пережил покушение на убийство в апреле 2019 года), Елена Милашина (6 февраля 2006 года подверглась нападению в Беслане).

Журналистские расследования «Новой газеты» достойны отдельного внимания, ведь они не только вызывали большой общественный резонанс, но и попадали под раздачу от лиц, фигурирующих в самих расследованиях.

Одни из самых известных и наделавших шума расследований:

  • Взрывы жилых домов в 1999 году в России;
  • Действия официальных лиц во время и после операции по освобождению заложников в театре на Дубровке;
  • Покушение на Германа Галдецкого, занимавшегося расследованиями задержаний и сексуальных домогательств к прохожим девушкам со стороны сотрудников московской милиции;
  • Милицейская спецоперация в Благовещенске (Башкортостан), сопровождавшаяся нарушениями прав человека. По данным «Новой газеты», были избиты сотни людей, а десятки девушек изнасилованы. Официально потерпевшими были признаны 56 человек. Согласно сообщению «Ленты.ру», башкирские правозащитники из организации «За права человека» утверждают, что в прокуратуре заявления от пострадавших принимать отказывались. Как сообщили журналисты, специальная комиссия центрального аппарата МВД называла большую численность пострадавших — по разным оценкам до 1000 человек и др.

Полоса третья

За освещение подобных вопросов и проблем, за отстаивание той точки зрения, что свобода слова должна существовать, за правозащитную деятельность 8 октября 2021 года Дмитрий Муратов был удостоен Нобелевской премии мира за «усилия по сохранению свободы мысли как непременного условия для демократии и мира».

Как сказал сам Муратов в интервью Радио Свобода:

«Эта премия является отчасти такой волшебной палочкой. Как я понимаю, ей надо научиться пользоваться. С ее помощью можно делать различные пристойные вещи. Я еще не понимаю какие. Я еще не понимаю, как, естественно, потому что прошло лишь несколько дней. Но премия стране – в том смысле, что ею можно пользоваться для того, чтобы что-то приличное совершить. Вот что я имел в виду».

Что говорит о том, что возможности, появившиеся после получения премии, Дмитрий планирует направить в русло отстаивания свободы слова и защиты журналистики в нашей стране.

Помимо правозащитной деятельности Дмитрий Муратов активно занимается благотворительностью. Опять же, после получения Нобелевской премии Муратов объявил, что перечислит часть полагающихся ему премиальных денежных средств в благотворительный фонд «Круг добра».

А в феврале 2020 года Муратов, поклонник хоккея, выставил на продажу клюшку Валерия Харламова. Вырученные 100 000 долларов США Муратов перечислил в благотворительный фонд, занимающийся помощью детям со спинальной мышечной атрофией.

Свободный в своих взглядах и принципах, но ограниченный в их выражении – это не про Дмитрия Муратова, но про многих из нас.

Автор: Аделя Курмеева