Куда мы катимся?
Разбираемся в том, как изобретения со столетней историей превратились в нынешние модные игрушки, и пытаемся понять, что с ними будет дальше.
Мода на гироскутеры, сегвеи и прочие моноколеса набирает обороты, а вместе с ней накапливается и печальная статистика ДТП. В прошлом году было зафиксировано 39 происшествий с участием “электронных средств передвижения”, в которых пострадало 40 человек, и это только в одной России.
Пока число самодвижущихся гаджетов неуклонно растет, а чиновники решают, что делать, мы вспомним историю персонального транспорта и попытаемся понять, станут ли такие средства передвижения решением дорожных проблем в мегаполисах или это просто опасные игрушки, мода на которые скоро пройдет. Но для начала откатимся на 200 лет назад.
Год без лета, но с велосипедом!
В 1815 году в Индонезии произошло катастрофическое извержение вулкана Тамбора. В атмосферу было выброшено столько пепла, что следующий, 1816 год в Европе и Северной Америке выдался самым холодным в истории. Из-за чудовищного неурожая поголовье скота резко снизилось. Лошади тысячами погибали от голода и шли под нож наравне со своими жвачными друзьями по несчастью. Использовать их в качестве персонального транспорта стало слишком дорого.
Как считает историк техники и специалист по двухколесному транспорту Ганс-Эрхард Лессинг, именно сокращение поголовья лошадей подвигло Карла фон Дреза на создание механического заменителя этого непарнокопытного. Он изобрел “беговую машину”, в которой современный человек уверенно опознает велосипед без педалей.
Только тогда таких слов не знали. Англичане прозвали новое устройство “dandy horse” — “щегольская лошадь” или “лошадь для денди”, а французы окрестили его дрезиной. Изобретение Дреза быстро стало популярным в Европе, а уже в следующем году выпуск этих протовелосипедов наладили многие компании.
Дрезина стала первым видом двухколесного городского транспорта. Она и сегодня не ушла в историю, только называется “ранбайк” или “беговел”, а катаются на ней дети, которые пока не освоили полноценный велосипед.
Дети и самокаты
Самокат с мотором — один из самых “пожилых” представителей модного городского транспорта.
В Германии за выпуск аналогичных машин взялась компания Krupp. Автопеды были двух видов: первый выглядел как привычный для нас самокат, а второй напоминал мотороллер, оснащенный сиденьем. Купить такой агрегат в личное пользование было далеко не каждому по карману — стоил автопед 100 долларов.
В 1985 году американская компания Patmont Motor Werks начинает выпускать свои GePed, которые можно назвать первым современным самокатом с мотором. Они были оснащены бензиновым двигателем, но позже появились и электрические модели.
Сегодня электросамокаты невероятно популярны во всем мире. В Москве работают сервисы краткосрочной аренды этих устройств. Мэр столицы Сергей Собянин заявил, что операторы готовы предоставить своим клиентам более 10 тысяч таких скутеров. По “поголовью” они уже обошли старших товарищей — велосипеды.
Два колеса — хорошо, а одно — лучше!
Вы могли никогда не слышать слово “пенни-фартинг”, но точно видели этот агрегат. Вспомните смешные цирковые велосипеды с огромным передним колесом. Наиболее популярны они были в 1880 годах. Тогда же кому-то из самых безбашенных гонщиков пришла в голову идея оторвать руль, заднее колесо и кататься, балансируя на переднем большом.
К 1930 годам эту машину оснастили двигателем.
Современные моноколеса — прямые наследники трюковых унициклов: в основе их конструкции лежит тот же базовый принцип. Однако теперь это настоящие высокотехнологичные устройства с гирокомпасом и электронными стабилизаторами. Прототип современного моноколеса в 2009 году изобретатель Дэниэл Вудс продемонстрировал создателю сегвея Дину Кеймену, позаимствовав у того некоторые технические решения в области автоматической балансировки.
Сегвей и гироскутер
Инженер Дин Кеймен создал сегвей на основе другой своей разработки — самобалансируемой инвалидной коляски iBOT. Продажи сегвеев начались в 2001 году, и сегодня такие устройства могут позволить себе не только службы доставки и полиции, но и более широкий круг потребителей.
Гироскутер запатентовал в 2013 году американский предприниматель Шейн Чен. Тогда он запустил успешную кампанию на Kickstarter по сбору средств на раскрутку нового транспортного средства.
По своей сути гироскутер — это все тот же сегвей, но с уменьшенными колесами и без рулевой колонки, что приближает его к скейтборду.
Закон и колеса
Пока московские чиновники только собираются регламентировать использование персонального электротранспорта, во многих странах уже действуют соответствующие ограничения.
В Великобритании нельзя ездить на сегвее или гироскутере по тротуарам и дорогам общего использования — только на частных территориях с разрешения владельца. В Праге запрещено перемещаться на подобных устройствах по историческому центру. В Дании и Японии личный электротранспорт приравнивают к мопедам и мотоциклам. В России владельцы моноколес и гироскутеров считаются пешеходами.
Главная претензия к электротранспорту — его мощность и скорость. Многие из новомодных “игрушек на колесах” могут разгоняться до 80 км/ч, что очень опасно. Чиновники предлагают ограничить скорость подобного транспорта до 40 км/ч, хотя это тоже не мало.
Панацея или новый источник проблем?
Будущее сегвеев и моноколес остается туманным. С одной стороны, персональный электротранспорт остается в перспективе, что может решить ряд экологических проблем в мегаполисах и помочь в борьбе с пробками, но с другой — достаточно посмотреть на Вьетнам, где дороги забиты мопедами и мотоциклами. Не превратятся ли в подобие Ханоя в час пик тротуары Нью-Йорка, Лондона или Москвы? Не получим ли мы вместо одной дорожной проблемы другую? Куда в таком будущем деваться человеку, который просто решил пройтись? Следует ли построить отдельную инфраструктуру для нового транспорта или для пешеходов?
В ближайшее время придется решить проблему электротранспорта и придумать, как внедрить чудо-машины в городскую среду, чтобы это было эффективно и безопасно.
Елизавета Войтенко