Помимо хорошо знакомых нам монгольфьеров на заре воздухоплавания появились также и «шарльеры» и «розьеры». Но в арсенале современных любителей полетов на воздушных шарах актуально лишь первое название. А, значит, лукавая история оказалась на стороне двух братьев. Братьев Монгольфье.

Солома, шерсть и бумага

В 1782 году известный французский ученый, математик и астроном, академик Лаланд писал: «Окончательно доказана полнейшая невозможность для человека подняться или даже держаться в воздухе, добиться этого с помощью машущих крыльев так же невозможно, как и при желании использовать пустотные тела». Интересно, прочитали ли эти слова Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье, сыновья владельца бумажной фабрики во французской городе Аннон и приняли решение их опровергнуть? Скорее всего, всё было проще – ведь тогда попытки и пробы опирались больше на энтузиазм и возможности людей, чем на расчеты и вычисления. Жозеф увлекался химией и физикой, хотя ему пришлось встать во главе семейного предприятия. А вот Этьенн, получивший образование архитектора, как раз успел проявить себя и на деловом поприще, введя на предприятии новые голландские технологии и став поставщиком качественной бумаги для королевского двора.

При этом успешные предприниматели уже немало времени изучали возможность полетов – нет, не людей, а хотя бы шаров из ткани или бумаги. Вот они используют водяной горячий пар. Шар поднимается, остывает, мокнет, падает… А вот используют «летучий газ» водород: шар мчится вверх, но через мгновенье сплющивается и снова падает, так как газ быстренько вышел через стенки. Но вот в 1782 году (Жозефу уже 42 года, Этьенну – 37 лет) они обращают внимание на собственный камин, где искры от пламени летели строго вверх. Туда же полетел подставленный пакет из шелка. Первый вывод: из огня зажженной соломы и шерсти выделяется особый газ. Вывод второй: попробовать наполнить шар им. Эксперимент показал: нет особого газа, есть просто горячий воздух! И этого вполне достаточно, чтобы поднимать вверх шар.

Ad Аstra

День 5 июня 1783 года стал историческим. На городской пощади толпа народа с удивлением смотрела на большую кучу разрисованной и проклеенной материи и разгоравшийся костер. Братья не делали из этого тайну и объяснили: «Сейчас мы наполним горячим воздухом эту оболочку и она должна полететь. Должна…». Восемь помощников взялись за боковые веревки, а Жозеф и Этьенн поместили горловину над костром. Горячий воздух начал наполнять оболочку, и она зашевелилась как живая, стала подниматься и округляться. Над замеревшей толпой вырос большущий шар, более одиннадцати метров в диаметре! И перед глазами людей появилась гордая надпись «Ad Astra». Хотя до звёзд было ещё ой как далеко. Но шар ещё держится на верёвках. Жозеф командует: «Отпускай!». Толпа разражается криками – шар взлетает вертикально и устремляется в небо. Вот он уже высоко-высоко, выше шпилей башен и церквей. Через некоторое время он стал опускаться и вездесущие мальчишки нашли его за километр до места запуска. Случилось!

Кто полетит первым?

Вскоре слухи переполнили Францию. Король немедленно затребовал изобретателей к себе и поручил своим академикам сделать подобный шар. Физик Жак Шарль срочно создал модель шара, но учёные мужи по-прежнему неудачно использовали водород и никак не могли «спуститься» мыслями до примитивного горячего воздуха. Нетерпение обуяло столицу.

В сентябре братья прибыли вместе с опытным образцом. Изготовить, кстати, его помог другой предприниматель – Жан-Батист Ревиллон, владевший фабрикой по изготовлению обоев. Помимо более совершенной оболочки, Монгольфье подвесили к шару круглую корзину из лёгких прутьев, оклеенных бумагой. Да, они уже предполагали поместить пассажиров. Это вызвало ещё одну дискуссию: а выживут ли «летуны»? Помимо традиционной божьей кары, приводились такие аргументы, как нехватка воздуха и страшное головокружение. Традиционно отдуваться за людей пришлось животным.

На поляне в Версале король, свита, ученые и поодаль огромные толпы народа ждали «чуда». Шарль и его коллеги были в шоке, увидев обыкновенный большой костер и надувание шара дымом. Но ведь это работало! Братья ещё и решетку с древесным углем приспособили под горловину, а внизу закрепили корзину с тремя пассажирами. Утка, петух и баран – вот они, безвестные герои воздухоплавания! Шар взмыл вверх и пролетел более четырех километров. Первым на месте оказался ученый Пилатр де Розье. Все живы-здоровы!

Король Людовик XVI был в восхищении! И при этом категорически запретил полет на шаре людей. Монарха уговаривали долго. Сначала он принял решение посадить в корзину преступников. Причем, если они останутся живы, помиловать их и отпустить. Друзья, как бы это ни было комично, не забывайте: тогда никто еще не отрывался от земли больше чем на прыжок!

Наконец, короля убедили в том, что делать национальными героями осужденных нельзя. Для уверенности провели репетицию: Пилатр де Розье и Этьен Монгольфье сели в привязанный надутый шар и поднялись метров на двадцать, проводя эксперименты с силой огня. Всё было отлично, король лишь запретил участие в полёте самих изобретателей. Но своё они наверстают.

21 ноября 1783 года состоялся первый полет людей на воздушном шаре. Розье и маркиз д’Арланд проплыли над тысячами парижан, махая им шляпами. Правда, угли из жаровни выпали и зажгли корзину, но отважные парни справились с проблемой и благополучно приземлились. При этом воздушный шар поднялся вверх почти на тысячу метров и за 25 минут полёта смог преодолеть расстояние в 10 километров. Эра полетов человека началась.

Монгольфьеры

Очевидно, что дальнейшая судьба братьев уже не была связана с их родиной и фабрикой. Они стали популярными личностями, экспертами и идеологами развернувшегося увлечения воздухоплаванием. Даже революция не смогла помешать французам, а затем и европейцам в их интересе к воздушным шарам. Жозеф-Мишель продолжал изобретать: в 1784 году он придумал парашют, в 1794-м – особый аппарат для выпаривания, а в 1796 году вместе с Арганом гидравлический таран. Во время Революции перебрался в Париж и сделался администратором Консерватории искусств и ремёсел и членом совещательного бюро по искусствам и мануфактурам. Также ученый принимал участие в основании «Общества поощрения внутренней промышленности» и был принят в Академию наук в 1807 году. Он получил от Наполеона орден Почетного легиона и умер в 1810 году в почете и уважении. Жак-Этьенн закончил свой земной путь раньше, в 1799 году.

Думается, что только истинная «братская» совместная работа помогла этим двум замечательным людям осуществить свой проект мирового значения и масштаба. И как заслуженно, спустя 250 лет, тысячи людей поднимаются в воздух на тепловых аэростатах, наполняемых тёплым воздухом с помощью газовой горелки, питаемой пропанобутановой смесью. Эти аппараты очень далеки от тех первых шаров. Но ведь они называются «монгольфьеры»!

Модель шара братьев Монгольфье в музее авиации в Ле Бурже.

Шар, который поднял в воздух двух первых людей, имел овальную форму, более 13 метров в диаметре, объем более двух тысяч кубических метров и вес 500 килограммов. Он был празднично украшен – виднелась фигура монарха на голубом фоне, а также знаки зодиака и многочисленные цветы.

Первым путешественникам на монгольфьере король Людовик XVI даровал графские титулы по месту их приземления. С тех пор у воздухоплавателей всего мира есть традиция посвящать всех, пролетевших на воздушном шаре, огнём, землей и водой и «даровать им земли», в которых они совершили посадку, с присвоением графского титула.