Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше, но некрасиво. Мать-природа, как и каждая мать, желает, чтобы её дитя было красивым, поэтому две головы, правую и левую, разделила на два полушария, упаковав в одну. Получилось красиво и дёшево – две по цене одного. Вопрос – зачем?
Всё дело в функциональности: минимум объема, максимум эффективности. Как в футболе: кто-то играет лучше на передней линии в нападении, кто-то сзади в защите. Так и наши два полушария: внешне подобны, но имеют разную специализацию. Называется это асимметрией мозга. Из-за неё в отношениях между полушариями возникает неравенство. Одно из них является доминирующим. У правшей – левое, а у левшей наоборот. Фундамент этого неравенства закладывается ещё в детстве, так как обучение детей построено на преобладании точных наук, развивающих преимущественно левое полушарие. Это похоже на то, как в старую команду приводят молодых игроков, обучавшихся в зарубежных клубах. Говорят они между собой на английском и начинают «выделываться» перед более старыми и опытными игроками, общающихся между собой только взглядами и жестами.
Язык правого полушария – язык образов (зрительных, слуховых) и внутренних телесных ощущений, а язык левого – чеканные слова и сухие цифры. Объясняется это тем, что в левом полушарии преобладают горизонтальные связи, распространяющиеся внутри мозга (как в футболе – короткие линейные передачи), а в правом – вертикальные связи, распространяющиеся к телу и эмоциональному центру (длинные, дугообразные передачи). Таким образом, правое полушарие в прямом смысле «ближе к телу». Поэтому следы эмоций чаще проявляются на «подотчётной» ему левой половине. Не случайно и выражение «сходить налево» имеет непосредственное отношение к правополушарному, эмоционально-нелогичному поведению, начинающемуся с соответствующей половины тела (отсюда же и «встать с левой ноги»). Кто виноват и что делать?
На уровне физиологии полушария «подавляют» друг друга из целей экономии энергии – чтобы избежать дублирования в обработке информации. Но временами они (как все игроки одной команды) играют во взаимодополняющем стиле, когда исправляют ошибки друг друга. Чем дружней работают полушария, тем более развиты у человека творческие способности. И наоборот, чем разобщённее их работа (один за двоих), тем вероятней «ссора», которая проявляется неадекватным поведением и неправильными решениями. Понятно, «кто виноват»? Нарушенное взаимопонимание. Вопрос: «Что делать?» Обучать «подавленное» правое полушарие, потому что, обучая левое полушарие, мы обучаем только его, а обучая правое, мы обучаем весь мозг. Связано это с тем, что левое полушарие отвечает за понимание и логическую переработку информации, а правое за то, чтобы она осталась в памяти, и в будущем творчески использовалась. Это то, что касается спокойного состояния.
А вот в стрессовой ситуации, когда, наоборот, активируется правое полушарие с его «детскими» комплексами и эмоциями, мы должны его «приструнить». В этом нам помогают навыки перехода в нейтральное состояние покоя. Они включают в себя: развитие навыков самонаблюдения, обучение приёмам мышечного расслабления, техники «успокоительного» дыхания, элементы медитации. И только в такой командной игре полушарий появятся наивысшие достижения в разных сферах жизни. Как говорил великий баскетболист Майкл Джордан: «Талант выигрывает игры, а команда – чемпионаты!»