16 апреля в Большом театре прошла юбилейная церемония вручения главной национальной театральной премии “Золотая маска”. Обстановка была празднично-рабочая, но этот вечер стал особенным хотя бы потому, что премии исполнилось 25 лет в Год театра. Приятное совпадение, правда? Теперь к “виновникам торжества”.
Драма и кукольный театр
Сейчас четкие жанровые и форматные границы – пережиток прошлого, поэтому результаты получились довольно маргинальными. Только вышедший из-под ареста Кирилл Серебренников получил свою первую “Золотую маску” за лучшую режиссерскую работу в драме (премию ему принесла радикальная постановка “Маленькие трагедии” для “Гоголь-центра”). Забавно, но актриса Дарья Мороз победила в номинации “Лучшая женская роль” благодаря роли… Тузенбаха из “Трех сестер”, МХТ. Парную номинацию “Лучшая мужская роль” ожидаемо взял Камиль Тугаев, исполнивший роль Креона в спектакле Воронежского камерного театра “Антигон“.
Неформата с каждым годом в театре все больше, поэтому одной “Маски” в номинации “Эксперимент” жюри не хватило. Главная ушла спектаклю-променаду Всеволода Лисовского “Волшебная страна” (театр 18+, Ростов-на-Дону), а специальная “Маска” досталась постановке Андрея Стадникова “Родина” (Центр им. Вс. Мейерхольда, Москва). Еще несколько лет назад “Утопия” Театра наций могла отправиться в “Эксперимент”, а сегодня получает свои вполне заслуженные две “Маски” в основном конкурсе (Ксении Перетрухиной за сценографию и Михаилу Дурненкову за драматургию). А говорят, театр устарел.
Разнообразие заметно и в географии фестиваля — в основных номинациях Москва уступила Петербургу, театрам Сибири, Уфы, Ростова-на-Дону и Воронежа. В кукольном конкурсе полная победа осталась за Петербургом (главный приз взял спектакль “Птифуры” театра “Кукольный формат”, а режиссерскую, актерскую и художническую “Маски” — “Комната Герды” театра “Особняк” и “Театральной лаборатории” Яны Туминой).
Три главные «Маски» в драме ушли спектаклям «Оптимистическая трагедия» Виктора Рыжакова (Александринский театр, лучший спектакль большой формы) и «Пианисты» Бориса Павловича (лучший спектакль малой формы, театр «Глобус», Новосибирск). Первый – это зрелищное переосмысление революционной пьесы Всеволода Вишневского в сегодняшнем контексте, а второй — медитативно-минималистичная инсценировка современной прозы. Но это еще не занавес.
Опера и мюзикл
В оперном разделе разыгралось сражение тяжеловесов: в Перми ставил Ромео Кастеллуччи (“Жанна на костре”), в московском Музтеатре — Константин Богомолов (“Триумф времени и бесчувствия”), в Большом — Кэти Митчелл (“Альцина”). Победил Кастеллуччи: пермская “Жанна” получила и премию за лучший спектакль и приз за лучшую работу художника. Сложнее с богомоловским “Триумфом”, визуальную и режиссерскую сторону которого судьи предпочли не отмечать. Зато они выделили призами вокал сопраниста Винса И (лучшая мужская роль) и дирижерскую работу молодого Филиппа Чижевского, обошедшего и Теодора Курентзиса, и работавшего в “Альцине” опытного Андреа Маркона. “Альцина” же взяла номинацию “Лучшая работа режиссера”.
“Лучшей женской ролью” оказалась Костельничка в исполнении Натальи Мурадымовой (“Енуфа” в МАМТ). Закон подлости в действии: получая премию, певица говорила, как же ей не хотелось петь эту партию. А в мюзикле главным лауреатом (лучший спектакль + лучшая работа режиссера) стали “Римские каникулы”, поставленные Филиппом Разенковым в новосибирском Музтеатре,— симпатичный и качественный, но не новаторский спектакль.
Из произведений современных композиторов, которые в афише теперешней «Маски» представлены работами всевозможных калибров и жанров, жюри выбрало вполне достойные. Сложная, нестандартная и мастерская “Проза” Владимира Раннева в постановке Электротеатра премирована за лучшую работу композитора и за лучшую работу художника по свету, а “Сны Иакова” Александра Маноцкова получили спецприз.
Балет
“Маски” в балете распределились очень гладко. В номинации “Современный танец” победил Музтеатр Станиславского c постановкой “Минус 16″ Охада Наарина. Этот международно известный спектакль не идет в сравнение с российскими конкурентами, однако среди работ прошедшего сезона бесспорных лидеров не оказалось. Лучше всего выглядели “малоформаты”, в особенности работа “40″ — сочиненная и исполненная Ольгой Тимошенко и Алексеем Нарутто. Но предпочесть скромный дуэт эффектной глубине Наарина жюри не рискнуло.
«Нуреев» — победитель в балетной номинации — с самого начала казался лидером. Премьера состоялась в то время, когда главный автор спектакля Кирилл Серебренников сидел под домашним арестом, что общественность сознала некой победой над цензурой. Достоинства “Нуреева” отметил и главный международный балетный приз Benois de la danse. Отдельными “Масками” наградили хореографа Юрия Посохова и актера Вячеслава Лопатина, исполнителя эпизодической роли Ученика (лучшая мужская роль). Жюри за это респект: в неброской хореографии судьи разглядели незаурядный актерский талант и профессионализм танцовщика. А “Маску” за женскую роль получила балерина Большого Екатерина Крысанова за главную партию в “Ромео и Джульетте” Алексея Ратманского.
Наконец, заслуженную спец-“Маску” получила екатеринбургская “Пахита” – главный конкурент “Нуреева”. Формулировка жюри исчерпывающе объясняет значение этого балета — “Лучший спектакль года Петипа” и отдельно воздает должное всем создателям балета: авторам идеи Павлу Гершензону и Сергею Вихареву — балетмейстеру, погибшему в начале постановки “Пахиты”; хореографу Вячеславу Самодурову, доделавшему спектакль; композитору Юрию Красавину, осовременившему партитуру Дельдевеза; художнику Альоне Пикаловой; дирижеру Федору Ледневу. Своеобразный ход конем: если бы всем этим авторам дали по “Маске”, остальные остались бы с носом.