“А давайте представим, что земля круглая”, – подумали ребята, сидя в пещере. Так и появился жанр, ставший впоследствии культовым и общемировым. Жанр, который получил огромную известность, жанр, на котором выросло не одно поколение – фантастика.
Для начала разберемся: что такое фантастика и когда она зародилась. Для этого разберем один забавный факт.
Пример
Древний грек сидит и думает: “Корабль моего друга утонул в шторме. Я не понимаю, откуда берется шторм, поэтому всем скажу, что его корабль сожрало ужасное чудовище”. В такой ситуации это мифология, ведь человек использует нереальное не для введения художественного замысла, а для объяснения вполне себе реального явления.

Другой пример

Древний грек сидит и думает: “Корабль моего друга утонул в шторме. Я понимаю, что это из-за погодных условий, но для придания эпичности и трагичности всем скажу, что его корабль сожрало ужасное чудовище”. Вот здесь и появляется фантастика – сознательное введение нереального элемента для более яркого обозначения проблематики.

Вот так одно и то же, сказанное с разным культурологическим посылом, может быть одновременно как фантастикой, так и не фантастикой. Но это только до древних греков работало. Они потом все обдумали, классифицировали, изобрели и упорядочили. Так что мы с вами миф создать уже не можем. Религию какую-нибудь, разве что. Про макаронных монстров или единорогов.

История фантастики. Part 1: зарождение и античность

Все изобрели греки. Сначала они при помощи мифов объясняли почему горит огонь, идет дождь и умирают люди. Потом они занимались примерно тем же, только это уже было фантастикой. Потому что они сознательно стали вкладывать в истории нереальный посыл.

Первым сознательным фантастом является комедиограф Аристофан, но его никто не знает, поэтому давайте скажем, что это был Гомер и его “Одиссея”. К последующим важным произведениям той эпохи можно отнести “Историю Александра Великого” и “Сатирикон”. В первом случае речь о псевдоисторическом романе (да, Мартин с “Игрой престолов” жанр не изобрел), а во втором о сатирической фантастике.

Одиссей

История фантастики. Part 2: средневековье

Суровое средневековье почти не подарило миру известных фантастических произведений. Инквизиция, запрет на инакомыслие. Прикрываясь одной фантастикой, запрещали любую другую, так сказать. Однако несколько интересных вещей до нас дошли и из того времени: легенды о короле Артуре, сказания о Беовульфе, сказки тысяча и одна ночь. Не густо для периода в полторы тысячи лет.

Король Артур и рыцари круглого стола

История фантастики. Part 3: возрождение

За три сотни лет написано было куда больше, чем за все предыдущее время. Нет, это все еще не увлекательные романы для массового читателя как в двадцатом веке, но основные жанровые законы уже вырисовывались, направление формировалось, фантастика оживала.

Из основного: Сервантес, “Дон Кихот”; Рабле, “Гаргантюа и Панатгрюэль”; Бэкон “Новая Атлантида”; Мильтон, “Потерянный рай”; Данте, “Божественная комедия”.

Ад Данте

К прочтению? Ну, если вы были примерным школьником, то Сервантес у вас прочитан, а содержание “Божественной комедии” вы просто знаете. Если нет, то резюмируем: при прочтении стараться не зевать крайне обязательно, ибо возможен вывих челюсти. Тяжелый язык для современного человека. Особенно “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Сюжет вроде благодатный, но кто ж в эпоху Ренессанса думал о жителях двадцать первого века с клиповым мышлением.

История фантастики. Part 4: 17-19 века

Здесь уже не до рассуждений – начали писать. Много, часто, хорошо, уверенно. Под конец там вообще кинематограф появился. Предлагаем просто разобрать основные вехи и наиболее ярких представителей, коих очень-очень много.

Вообще в привычном понимании жанр появился в этот период. Мы ведь все при слове “фантастика” думаем про Толкина, а не про Гомера. В литературе начинают появляться свободные социальные подтексты, исчезает излишняя религиозность. Понятие “художественная литература” захватывает умы. Мы глубоко убеждены, что из перечисленных ниже авторов и произведений наш читатель встретит мало незнакомых.

Свифт, “Путешествия Гулливера”; Вольтер “Микромегас”; братья Гримм “Детские и семейные сказки”; Пушкин “Руслан и Людмилла”; Гоголь “Вий”; По “Падение дома Ашеров”; Верн “Путешествие к центру земли”; Стивенсон “Остров сокровищ”; Кэролл “Алиса в стране чудес”.

Вий

К прочтению рекомендуется все из перечисленного. Не скучно, актуально, живо. Треть книг включена в школьную программу, еще треть почти наверняка прочитана в раннем возрасте. Почему бы не добраться сейчас до того, что осталось вне вашего поля зрения?

История фантастики. Part 5: современность

Ну или околосовременность. За последние сто лет появились телевидение и интернет, в начале 20 века кинематограф и радио только входили в общее пользование. На жанре фантастика это сказалось безумно сильно. Прежде всего на появлении такого поджанра, как научная фантастика. Двадцатый век – золотой век фантастических произведений. Вся классика отечественного и зарубежного жанра. Толкин, Мартин, Стругацкие, Лукьяненко, Уэллс, Лавкрафт, Булгаков, Ле Гуин, Азимов, Льюисс, Лем. Список фамилий можно перечислять почти бесконечно, каждого из авторов называть гением. А что еще? Комиксы, компьютерные игры, фильмы, появление фантастических вселенных, ролевые фэнтези в реальном времени, настольные игры.


Многие всерьез считают современную фантастику двигателем прогресса и помошником в плане доносения до людей осознания новых технологий. Трудно сейчас представить изобретение, которое до этого не было создано на экранах в рамках научно-фантастических фильмов.

Автор: Дмитрий Харламов