Другой пример
История фантастики. Part 1: зарождение и античность
Все изобрели греки. Сначала они при помощи мифов объясняли почему горит огонь, идет дождь и умирают люди. Потом они занимались примерно тем же, только это уже было фантастикой. Потому что они сознательно стали вкладывать в истории нереальный посыл.
Первым сознательным фантастом является комедиограф Аристофан, но его никто не знает, поэтому давайте скажем, что это был Гомер и его “Одиссея”. К последующим важным произведениям той эпохи можно отнести “Историю Александра Великого” и “Сатирикон”. В первом случае речь о псевдоисторическом романе (да, Мартин с “Игрой престолов” жанр не изобрел), а во втором о сатирической фантастике.
История фантастики. Part 2: средневековье
Суровое средневековье почти не подарило миру известных фантастических произведений. Инквизиция, запрет на инакомыслие. Прикрываясь одной фантастикой, запрещали любую другую, так сказать. Однако несколько интересных вещей до нас дошли и из того времени: легенды о короле Артуре, сказания о Беовульфе, сказки тысяча и одна ночь. Не густо для периода в полторы тысячи лет.
История фантастики. Part 3: возрождение
За три сотни лет написано было куда больше, чем за все предыдущее время. Нет, это все еще не увлекательные романы для массового читателя как в двадцатом веке, но основные жанровые законы уже вырисовывались, направление формировалось, фантастика оживала.
Из основного: Сервантес, “Дон Кихот”; Рабле, “Гаргантюа и Панатгрюэль”; Бэкон “Новая Атлантида”; Мильтон, “Потерянный рай”; Данте, “Божественная комедия”.
К прочтению? Ну, если вы были примерным школьником, то Сервантес у вас прочитан, а содержание “Божественной комедии” вы просто знаете. Если нет, то резюмируем: при прочтении стараться не зевать крайне обязательно, ибо возможен вывих челюсти. Тяжелый язык для современного человека. Особенно “Гаргантюа и Пантагрюэль”. Сюжет вроде благодатный, но кто ж в эпоху Ренессанса думал о жителях двадцать первого века с клиповым мышлением.
История фантастики. Part 4: 17-19 века
Здесь уже не до рассуждений – начали писать. Много, часто, хорошо, уверенно. Под конец там вообще кинематограф появился. Предлагаем просто разобрать основные вехи и наиболее ярких представителей, коих очень-очень много.
Вообще в привычном понимании жанр появился в этот период. Мы ведь все при слове “фантастика” думаем про Толкина, а не про Гомера. В литературе начинают появляться свободные социальные подтексты, исчезает излишняя религиозность. Понятие “художественная литература” захватывает умы. Мы глубоко убеждены, что из перечисленных ниже авторов и произведений наш читатель встретит мало незнакомых.
Свифт, “Путешествия Гулливера”; Вольтер “Микромегас”; братья Гримм “Детские и семейные сказки”; Пушкин “Руслан и Людмилла”; Гоголь “Вий”; По “Падение дома Ашеров”; Верн “Путешествие к центру земли”; Стивенсон “Остров сокровищ”; Кэролл “Алиса в стране чудес”.
К прочтению рекомендуется все из перечисленного. Не скучно, актуально, живо. Треть книг включена в школьную программу, еще треть почти наверняка прочитана в раннем возрасте. Почему бы не добраться сейчас до того, что осталось вне вашего поля зрения?
История фантастики. Part 5: современность
Ну или околосовременность. За последние сто лет появились телевидение и интернет, в начале 20 века кинематограф и радио только входили в общее пользование. На жанре фантастика это сказалось безумно сильно. Прежде всего на появлении такого поджанра, как научная фантастика. Двадцатый век – золотой век фантастических произведений. Вся классика отечественного и зарубежного жанра. Толкин, Мартин, Стругацкие, Лукьяненко, Уэллс, Лавкрафт, Булгаков, Ле Гуин, Азимов, Льюисс, Лем. Список фамилий можно перечислять почти бесконечно, каждого из авторов называть гением. А что еще? Комиксы, компьютерные игры, фильмы, появление фантастических вселенных, ролевые фэнтези в реальном времени, настольные игры.
Многие всерьез считают современную фантастику двигателем прогресса и помошником в плане доносения до людей осознания новых технологий. Трудно сейчас представить изобретение, которое до этого не было создано на экранах в рамках научно-фантастических фильмов.
Автор: Дмитрий Харламов