Природа – неисчерпаемый источник вдохновения.

Архитектура существует для людей, поэтому человеческие тела и особенности мышления всегда влияют на архитектуру: греческие Кариатиды*, несущие антаблемент*, система пропорционирования «Модулор»*, созданная Ле Корбюзье, появление новых типов пространств для реализации новых потребностей общества (музеев, аэропортов и торговых центров когда-то не было). Процесс развития – естественный и непрерывный. Интерпретировать его в архитектуре можно по-разному. Результат работы над проектом не всегда понятен. «В чем идентичность?», «Почему форма такая?», «Нужно ли точь-в-точь?» Рассказываю.

*Кариатида – статуя задрапированной женской фигуры, заменяющая колонну или имитацию колонны на фасаде – пилястру.
*Антаблемент (архитрав+фриз+карниз) – конструктивная часть здания, выполняющая функцию балочного перекрытия.
*Модулор – система пропорционирования, основанная на средних размерах человеческого тела и параметрах «Золотого сечения».

#Про инженерное_

Природа содержит уже готовые инженерные решения, главное – увидеть. Например, строение позвоночника человека. Имея только две точки опоры, ребенку сложно координировать свои первые шаги. Однако природа снабдила наш организм правильными пропорциями и пластикой, облегчающей эту задачу. Все нагрузки, возникающие при ходьбе или беге, или растяжке, сбалансированы. Но! Стоит увеличить интенсивность тренировок, потребуется дополнительная разработка связок и мышечного каркаса. С архитектурной так же. Только она не может изменяться в зависимости от внешних факторов и нарастить пару армированных слоев. Или может?Об этом чуть позже. В любом случае нужно учитывать особенности объекта. Площадь опоры высотного здания очень мала, а действующие на него нагрузки значительны, поэтому конструкция каркаса должна быть устойчива, как человеческий скелет, укрепленный мышцами. «Решение в жесткости и полной неподвижности» – скажете Вы. «Здание с прямыми линиями, никаких отклонений от симметрии!» Нет! Правильный ответ: интерпретация механики движения позвоночника и «устойчивая динамика»архитектурной формы. Сантьяго Калатрава воплотил идею скрученного торса в своем «витом» небоскребе.

Оригинальное название: TurningTorso                                                         

                                Локация: Мальмё, Швейцария
Эскиз архитектора.
Назначение: офисы, элитное жилье
Архитектор: Сантьяго Калатрава

 

Помимо образности: любая архитектура проектируется в контексте с учетом множества факторов, поэтому правильно рассчитанная закрученность уменьшает ветровые нагрузки.#Устойчивость архитектуры не предполагает статичность формы.

Вернемся к адаптивности. Это одна из тенденций развития современной архитектуры. Самый интересный пример, на мой взгляд, – фасад Башен-близнецов из Абу-Даби. Верхняя фактурная оболочка обеспечивает комфортный микроклимат внутри здания, регулируя степень нагрева помещений и ограждающих конструкций. Она состоит из подвижных фигурных сегментов, поверхность которых преобразовывает солнечную энергию. Во время наибольшей солнечной активности сегменты находятся в открытом состоянии, по мере приближения тени –закрываются.Северная сторона башен требует меньшей защиты, демонстрирует стеклянный фасад, размеченный на пятигранники. Структура, цвет и геометрия деталей арабских небоскребов напоминают пчелиные соты. А мобильный механизм – поведение растений в течении светового дня.

Оригинальное название: AlBahar
Локация: Абу-Даби, ОАЭ
Назначение: офисы, элитное жилье
Архитектор: Aedas Architects Ltd

Фасад

 

 

 

#Про образ_

*Образность в предыдущих объектах тоже, но архитектура этого автора подчиняет себе все инженерные решения. Выделяю в отдельное.

Оригинальное название: LondonAquaticsCentre

 

 

 

Локация: Лондон, Великобритания
Назначение: проведение соревнований по плаванию Олимпийского стандарта, тренировки
Архитектор: Zaha Hadid Architects,
Sports Architect – S&P Architects Интерьер арены

Идем дальше. Проект самой известной женщины архитектора Захи Хадид – Центр водных видов спорта в Лондоне. Объекты подобного типа предназначены для демонстрации, поэтому разведение потоков людей является основной задачей проектировщика. Нужны большие пространства внутри и снаружи: несколько чаш бассейнов, трибуны и холлы, вестибюль с гардеробом, вспомогательные помещения для спортсменов и зрителей, парковки. Расположение всех функциональных блоков должно быть рациональным, т.е. логичным и компактным. Необычных планировочных решений как при проектировании музеев или жилых домов быть не может. Как же добиться выразительности и красоты формы такого крупного объекта? За счет конструкции кровли, например. В основу проекта Лондонского бассейна лег образ кита. Обратите внимание на пластику: монументальный объем верха искривлен подобно огромной рыбе и частично заглублен в плоское основание. Облицовка подобрана соответствующая – узкие полоски имитируют бороздки на теле животного. Интерьер арены словно накрывает кит.

Ошибочно думать, что такая летящая конструкция сделана только из эстетических соображений. Вздернутые края кровли впускают естественный свет внутрь, а при проведении международных соревнований позволяют увеличить вместимость арены путем демонтажа остекления и сооружения разборных трибун.

#Про прямое цитирование_

Прямое цитирование всегда про эпатаж и демонстрацию функции объекта. Архитектура как живой организм. Буквально. Идея музея человеческого тела CORPUS возникла с целью наглядного знакомства:работа наших внутренних органов и систем, а также влияние на них образа жизни. Механизация «интерьеров» и звуковые эффекты дополняют экскурсию по телу.

Оригинальное название: CORPUS Reis door de mens

Локация: Ухстхейст, Нидерланды
Назначение: научно-популярный музей
Архитектор: PBV Architecten

Даже самый странный архитектурный облик не случаен. Вопрос в готовности реализации и восприятия смелых решений.