Сейчас можно наблюдать за усилением цензуры во всех сферах культуры и искусства. Никто не хочет выводить на экран реальные проблемы общества. То ли боятся реакции, то ли новой революции. В кино активно вырезают сцены, связанные с сексом, употреблением наркотиков, упоминанием ЛГБТ-сообществ, но активно добавляют политические приёмы. Например: искажение истории или подмена фактов.

Американский фильм «Рокетмен», снятый по горячим следам сверхуспешного байопика о Фредди Меркьюри «Богемская рапсодия», должен был стать настоящей сенсацией, так как создатели фильма обещали, что сломают привычную формулу биографических лент и расскажут историю Элтона Джона в формате эмоционального мюзикла с условной хронологией. Помня о том, как осторожно и даже стыдливо «Богемская рапсодия» затрагивала тему личной жизни Меркьюри, «Рокетмен» сразу рекламировали как фильм, где не будет ни капли двусмысленности.

Впрочем, довольно скоро выяснилось, что в российский прокат фильм выходит в сокращённой версии: из него исчезло около пяти минут экранного времени — сцены с гей-сексом и употреблением наркотиков, а также упоминание в титрах, что Элтон Джон живёт в счастливом гей-браке с Дэвидом Фернишем. Монтаж закончился публичным обращением Элтона Джона к Владимиру Путину, где музыкант обвинил президента России в лицемерии по отношению к теме ЛГБТ. Разбираемся, что ещё убирают из западного кино в русской адаптации, и какие темы пугают регуляторов российского проката.

Не биографичная кинолента, но не менее провокационная. Фильм «Клип» сербского режиссера, победительницы Роттердамского кинофестиваля Майи Милош. Это произошло в 2012 году. Министерство культуры тогда посчитало, что в сексуальных сценах картины задействованы подростки, не достигшие совершеннолетия, хотя титры фильма содержали информацию об обратном. Тем не менее, в прокатном удостоверении «Клипу» было отказано по причине закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». 

Другой аспект, который так рьяно обходит наше министерство культуры, это – ненормативная лексика.  Если до сети «Интернет» добрались только 2 февраля 2021 года, то в российском кино тема «мата» давно уже закрыта.

После того, как в июне 2006 года на «Кинотавре» прогремел первый большой фильм театрального режиссера Кирилла Серебренникова «Изображая жертву», только ленивый не рассказывал о матерном монологе мента в исполнении Виталия Хаева. Кто бы мог подумать, что спустя восемь лет он станет, чуть ли, не главным для киношников полузапрещенным видео в YouTube, ведь в 2014 году мат в кино оказался под официальным запретом. Против этого закона на разных этапах работы над ним высказывались примерно все кинематографисты — от Никиты Михалкова до Федора Бондарчука. Однако по-прежнему фильмам, где есть нецензурная лексика, отказывают в выдаче прокатного удостоверения. Последними лентами еще тех относительно свободных времен стали картины «Комбинат Надежда» Наталии Мещаниновой и «Да и да» Валерии Гай Германики. В оригинале обе были показаны на фестивалях: первая — на «Кинотавре», вторая — на ММКФ.

За два с половиной года существования закона в кинематографической среде стали уже слишком серьезно относиться к нецензурной лексике. Таких отчаянных, как Сигарев, осталось немного. Некоторых режиссеров и сценаристов продюсеры сразу же просят писать текст фильма без мата, причем каждый понимает нецензурную лексику по-своему. Но, как пояснили в Минкультуры, под нецензурной бранью, запрещенной в кино, в ведомстве понимают ровно то же, что и в Роскомнадзоре. В список входят четыре слова и производные от них: «нецензурное обозначение мужского полового органа, нецензурное обозначение женского полового органа, нецензурное обозначение процесса совокупления и нецензурное обозначение женщины распутного поведения, а также все образованные от этих слов языковые единицы».

«Упомянутая инструкция Роскомнадзора по отнесению слов к нецензурной брани представляется исчерпывающей. Таким образом, отдельного списка нецензурных слов, запрещенных в российском кино, в Министерстве культуры РФ нет», — отметили в министерстве. Так что с учетом богатства русского языка найти выходы из положения еще можно.

Кристина Федотова
Часть материалов заимствована с сайта kinopoisk.ru