У нас тут совпали Международный день джаза и неделя Америки, его родины, в “Банзае”. В нашей группе “ВКонтакте” вы уже могли послушать популярные джазовые композиции по этому случаю, но я хочу подробнее рассказать о “китах” жанра, синоним которому – свобода.
Речь, конечно, о джазовых стандартах. Это когда-то кем-то написанные джазовые темы и мелодии, которые сейчас узнает любой музыкант и даже не посвященный человек. Именно они стали мясом импровизаций джазменов, которыми мы восхищаемся, приходя на концерт в полутемный паб. Возможно, это история про “кашу маслом не испортишь”, но тут смотря какое масло – “спред”-музыканты и из конфетки сделают… Ладно, погнали.
Autumn Leaves
Изначально это была французская песня “Les Feuilles mortes” (дословно “Мертвые листья”) на музыку Джозефа Косма и стихи поэта Жака Превера. Через пару лет американский композитор Джонни Мерсер перевел ее на английский, а популярная в то время певица Джо Стаффорд исполнила новую версию песни. “Осенние листья” стали джазовым и поп-стандартом на обоих языках и в инструментальном варианте тоже.
На видео один из лучших джазовых импровизаторов и композиторов нашего времени Кейт Джаретт импровизирует на эту тему. Обратите внимание, как он забавно подвывает и пританцовывает во время своего соло. Опытное ухо отличит его игру на слух благодаря микрофонной подзвучке его своеобразного мычания.
Let it snow! Let it snow! Let it snow!
Или просто “Let it snow!” – как больше нравится. Ее написали лирик Сэмми Кан и композитор Джули Стайн в 1945 году. Фишка в том, что это было в Голливуде в один из самых жарких дней июля (немного напоминает летние съемки “Иронии судьбы” с пенопластом вместо снега. Все ведь знали, да?..) Сейчас без этой песни не представить ни рекламу, ни американские новогодние фильмы, ни даже музыкальные игрушки. И джазовый концерт, конечно.
I’ve got you under my skin
Этот стандарт меньше известен обывателю, но зато его точно перепели все джазовые музыканты – если не на сцене, то в душе точно (ударение вариативно). Авторство принадлежит Коулу Портеру, 1936 год. На видео она звучит в исполнении музыкальной легенды 20 века Фрэнка Синатры.
Fly me to the moon
Шедевр появился а свет в 1954 году благодаря Барту Ховарду. В 16 лет он начал карьеру в качестве концертмейстера, а спустя лет 20 написал песню, которая кормила его до конца жизни (хотя он и был автором множества других композиций). Сначала песня называлась “Другими словами” (In Other Words), но все её вспоминали именно по первой строчке. В конце концов название изменили на “Fly Me To The Moon” (“Махнем на луну”). Мне захотелось показать вам ее в исполнении Даяны Кролл, современной джазовой певицы из Канады.
Take five
Если музыкант хочет проверить свое музыкальное чутье на нестандартном ритме, “Take five” – это лучшая джазовая композиция, над которой можно провести эксперимент. Размер 5 четвертей – это не хухры-мухры, это уметь надо. Кстати, есть очень много песен, начинающихся, как знаменитый стандарт, но авторская пальма первенства – у Пола Дезмонда, а исполнительская – у квартета великого Дейва Брубека (The Dave Brubeck Quartet), альбом “Тайм Аут” (“Time Out”) 1959 года.
The Entertainer
Это самый известный рэгтайм Скотта Джоплина, принесший ему мировую популярность. Его действительно слышал абсолютно каждый. Песня взлетела, когда стала музыкальной темой фильма “The Sting”, получившего Оскар. Американские продавцы мороженого используют “The Entertainer” для привлечения внимания. Джазовый композитор и импресарио Эл Роуз вспоминал, что уже в 1920-е годы продавцы арбузов на улицах распевали рекламу своего товара на музыку первых тактов этой песни.
Summertime
Слышим “джаз” – вспоминаем “Summertime” и гениальную Эллу Фитцджеральд. Написано произведение Джорджем Гершвином в 1935 году для оперы “Порги и Бесс”, текст создали ДюБос Хейвард и Айра Гершвин, брат Джорджа. Говорят, что за основу композитор взял украинскую колыбельную песню “Ой ходить сон коло вікон”, которую он услышал в Нью-Йорке в исполнении Украинского Национального Хора под управлением Александра Кошица. Песня стала настоящей нетленкой мирового джаза – послушайте, поймете почему.
Feeling Good
“Feeling Good” – фаворит каверщиков. Песня написана английскими авторами-исполнителями Энтони Ньюли и Лесли Брикусс в 1965 году. В первую очередь она ассоциируется с голосом Нины Симон, который тембрально очень подошел произведению. Именно эта версия прозвучала в рекламе автомобилей Фольксваген в 1994, подняв песню на волну хайпа. Но перепевки известны не меньше: ее исполнили и Джордж Майкл, и Джон Колтрейн, и Майкл Бубле, и даже группа Muse. А сэмплы из “Feeling Good” использовали в своих треках Jay-Z и Канье Уэст.
Hello, Dolly!
Ну, и куда же без Армстронга! Песня была очень популярна в 1964 году, когда ее крутили по радио так же часто, как сегодня крутят Леди Гагу. Такой, какой мы ее знаем сегодня, сделал ее именно всеми любимый Луи Армстронг. Слова и музыку написал в 1964 году Джерри Герман (Херман) для одноименного мюзикла. По поводу авторства возник спор: композитор Мак Дэвид, известный по музыке для телевидения, заявил, что первые четыре такта «Hello, Dolly!» аналогичны первым четырём тактам припева его песни «Sunflower», вышедшей в 1948 году. В воспоминаниях Джерри Херман пишет, что никогда не слышал этой песни, но тогда предпочёл не доводить дело до суда и просто выплатил компенсацию.
Автор: Виктория Радисева