Недавно СМИ активно обсуждали новость о том, что фирма «Мелодия» выложила в открытый доступ 1 800 записей с правовым статусом «Общественное достояние». Мы попытались выяснить у сотрудника Музея звукозаписи, Тимофея Чаплюка, насколько это хипстерское событие оправдывает себя. Заодно специалист подобрал 10 треков из этого ресурса для томных зимних вечеров, а также добавил любопытные факты, связанные с этими записями. Все для вас, меломаны!
1. 11 багателей Бетховена в исполнении Рихтера
В конце 50-х пианист был всемогущ, записав 10-дюймовую пластинку с 8 сонатой Бетховена на первой стороне и 11 багателями на другой. Писал, вероятно, для чехов, потому что буквально сразу с выходом на ВСГ (Всесоюзная студия грамзаписи) релиз был и на Artia. Лучше искать издания домелодиевские, матрицы там интереснее. Потом на лицензии вышли багатели в исполнении Гульда, можно сравнить ради забавы.
2. Гольдберг-вариации Баха
Одно из немногих нелицензионных изданий Гульда в СССР, «пиратская копия» с пластинки Columbia 1956-го. Видимо, проблемы с авторскими были налажены, если теперь это в публичном доступе и с пометкой общественного достояния. «Мелодия» щедро переиздавала лоты из каталога Апрелевского завода, но редко они попадаются необрезанные. Слушать обязательно, это Гульд еще до попыток перезаписать себя в стерео.
3. Симфония № 40 (Моцарт)
Почему-то переиздавался часто, изданий 50 разных можно найти. До какого-то периода анонимным был дирижер. Баршаевская версия стала почти эталонной, ее даже в рекламе услышите. В нормальном состоянии найти возможно и нужно, просто для того, чтобы послушать первые 3 минуты.
4. 12 трансцендентных этюдов / Этюды высшего мастерства (Шопен)
Выходили опять же на Апрелевском заводе вроде бы две десятидюймовые пластинки. Подозреваю, что это дебют Бермана. Последующие два года он еще записывается, а потом пропадет на некоторое время, чтобы уже в 70-е писать Шопена для немцев. Рядом есть вариант исполнения Рубинштейном этого же цикла, но чуть позже вышел.
5. 24 каприса (Паганини)
Пикайзен уже обрел статус виртуоза, активно издаваясь в 50-е после конкурса имени Чайковского. Невероятно, что это двухдисковое издание пользовалось популярностью у аудитории. На фоне остального, что выложили в открытый доступ, каприсы выделяются. В 80-е их переиграл Сандлер, если кому хочется «посвежее» звучание и экспрессивнее, попробуйте его.
6. Болеро (Равель)
В исполнении Мравинского пьеса стала очень популярной. Чаще всего на второй стороне был «Ученик чародея» Дюка в исполнении Гаука. Опять 10-дюймовка, снова старая запись и опять из архивов домелодиевского времени. Не решусь утверждать, чья версия мне нравится больше: Мравинского или Светланова.
7. Вариации для фортепиано (Веберн)
Пластинка была такая в серии «На концертах выдающихся мастеров». Запись 57-го, когда Гульд выступал в Москве. На удивление не совсем типичный для него материал, почти все на тот момент современное. Запись реставрировал Бадеян, почти вся серия – его заслуга.
8. Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (Чайковский)
Одна из записей Ростроповича, которая затерялась в его внушительном каталоге. Не встречал ни разу, хотя были издания от Ligo. Выпустили в диджипаке в начале 2010-х в сборнике музыки Чайковского.
9. Восемь маленьких прелюдий (Бах)
Гродберг много исполнял Баха. Кажется, это вторая серия его баховских записей. На второй стороне были партиты на хоральную тему. Одна из тех ранних записей органной музыки, сделанная до запуска пресловутой серии «Органы Рижского Домского собора». Редкий случай послушать что-нибудь, кроме Токкаты и фуги ре минор.
10. Картинки с выставки (Мусоргский)
Удивительное дело, но эта фонограмма существует и на 10 дюймах, и как обычный лонгплей. Звучит иначе. Реставрировали часто, переиздавали регулярно. Калейдоскоп обложек запутает вас. Если попадется версия исполнения Ересько, сравните ради интереса. Рихтер всегда играет как-то иначе.
Это был партнерский материал от Музея звукозаписи. Кстати, достаточно атмосферное место для посещения в зимние каникулы, особенно тем, кто соскучился по тому самому ламповому звуку.