С каждым годом все больше уральцев отправляют своих детей учиться за рубеж. Растущий интерес особенно заметен на профильных выставках. Представители группы компаний «STAR Travel & STAR Academy», которая ежегодно проводит в Екатеринбурге выставку «Высшее и среднее образование за рубежом», отмечают: с каждым разом на нее собирается больше гостей и участников – представителей зарубежных вузов и школ-пансионов. Причем, как рассказывает управляющий партнер ГК «STAR Travel & STAR Academy» Александр Голиков, сегодня зачастую родители отправляют детей за знаниями в другую страну не после школьного выпускного, а за несколько лет до него, и среднее образование за рубежом с каждым годом становится популярнее. И это абсолютно оправданно.

Начало учебы даже в российском вузе может вызвать стресс у студента: по-другому выстроен учебный процесс, более высокие требования к самоорганизации. Что уж говорить про зарубежный университет или колледж, где студенту нужно одновременно постигать новую образовательную систему и менталитет другой страны, при этом общаясь исключительно на неродном языке. Естественно, учеба для многих в таком случае становится обузой, образование приходится получать через борьбу и преодоление. Ребенку куда проще адаптироваться, если он начнет учебу в выбранной стране в школе-пансионе за несколько лет до поступления в университет.

Обычно такие школы принимают подростков в возрасте 13-16 лет. На нашей выставке были представлены школы-пансионы из Великобритании, США и Канады – можно было выбрать на любой вкус: хоть топовую Британию, хоть демократичную и недорогую Канаду.

Конечно, если по какой-то причине у родителей нет возможности отправить ребенка учиться за границу пораньше, можно сдать экзамен IELTS, который служит подтверждением необходимого уровня владения иностранным языком, и поступить в вуз. Кстати, «STAR Travel & STAR Academy» – один из двух сертифицированных российских центров, где можно пройти этот экзамен. Но в таком случае, возможно, стоит выбрать вуз или колледж, где предусмотрен адаптивный период. Сейчас многие учебные заведения предоставляют такую возможность иностранным студентам: первый год бакалавриата учащиеся в основном адаптируются к новым условиям, а потом три года занимаются наравне со всеми, получая выбранную специальность.

Многие абитуриенты и их родители испытывают сложности, выбирая вуз даже в родном городе. Как же минимизировать возможность ошибки, подыскивая подходящий университет или школу за рубежом?

– Это действительно непросто, и из-за того, что родители заранее все решают за своего ребенка. Например, успешный папа-бизнесмен уверен, что из сын пойдет по его стопам, надо только дать ему соответствующее образование. О том, что на самом деле может и хочет ребенок, чаще всего не задумываются. Много лет назад мы разработали сложную пятиуровневую систему, с помощью которой можно довольно точно определить склонности и возможности учащегося, какую образовательную систему он потянет, какую – нет. Это позволяет сделать достаточно точный профориентационный прогноз. Вероятность ошибки сводится к минимуму, хотя исключить их совсем, предусмотреть все нюансы невозможно.

Недавно был случай: отправили человека учиться в Сингапур, а он через два года запросился обратно. Причем, дело не в образовательной программе – с ней все было хорошо, ему за два года так опротивела азиатская еда, что он кричал «куда угодно, только в Европу!». Перевели его в Англию – счастлив, учится дальше.

На какие параметры вы смотрите, тестируя учащихся по пятиуровневой системе?

– В первую очередь разбираемся, что в решении учиться в таком-то университете или школе исходит ребенка, а что – амбиции родителей. Проблема в том, что в российском обществе родители очень долго не отпускают от себя детей. В результате дети отчасти демотивированы. О чем бы ты их не спросил, они тут же оглядываются на маму с папой. Я стараюсь выяснить, чего они хотят на самом деле.

Во-первых, мы выясняем уровень осознанности – насколько ребенок понимает, что такое жить и учиться одному.

Во-вторых, смотрим на уровень самоидентификации, через это заходим на анализ лидерских качеств. Как минимум, человек должен быть лидером для самого себя.

Если ему прочат карьеру в бизнесе или он собирается учиться, например, в Британии или США, где для учебы нужны бойцовские качества, он должен быть еще и лидером для каких-то групп, проектов. Если он по своему складу не боец, ему лучше отправиться в более спокойный образовательный социум – например, в Чехию или Канаду.

Потом смотрим на уровень эмоционального интеллекта, умение работать в команде, умение работать под давлением. И, наконец, профориентация.

Кроме того, на выбор страны и вуза или школы влияют бюджет, который выделяется на образование, средний балл в школе за последние 3-4 года. Исходя из этих данных, мы предлагаем детям и их родителям варианты обучения, обсуждаем риски и приходим к какому-то компромиссу. К сожалению, в большинстве агентств такую работу не проводят: пришли родители, назвали вуз, ребенка туда «оформили». Естественно, конверсия успешности при этом минимальна. Особенно, если учесть, что даже после основательного анализа прогнозы относительно будущей профессии могут не сбыться: реальное понимание, чем же человек хочет заниматься, как правило, приходит во время учебы. В результате, например, получается, что поступал в вуз на ивент-менеджмент, а заканчивает как педагог раннего детства. И это нормально.

Индивидуальное тестирование мы проводим по предварительной записи.

В иностранных вузах предлагают настолько узкие специальности?

– Да, и к этому тоже надо быть готовым. Если у нас специализация очень укрупненная, то у них могут готовить очень узких специалистов в определенной области. Например, там могут отдельно изучать гигиену полости рта или искусство телеведущего – и это не двухнедельные курсы, а программы, рассчитанные на два, три, четыре года.

В какие страны предпочитают отправлять своих детей уральцы?

– Конечно, чаще интересуются Европой: всем кажется, что там более привычный для нас менталитет, до Европы быстрее добраться. Однако надо учитывать, что Европа сейчас очень настороженно относится к иностранцам, они «переели» толерантности и устали от иммигрантов и гетто. Поэтому если студент после окончания вуза планирует остаться в стране обучения, к моменту получения диплома у него на руках должен быть контракт, в противном случае через 90 дней выпускник должен будет покинуть страну. Хотя некоторые вузы предоставляют более приятные условия. Например, в этот раз на нашей выставке были специалисты немецкого вуза с государственной аккредитацией, которые предоставляют возможность оставаться в стране в течение 1,5 лет после окончания учебной программы и не спеша подыскивать работу.

Как в Европе и США относятся к студентам из России? Не отражается ли напряженная международная обстановка на учебном процессе?

– Нам часто задают подобный вопрос, и я понимаю, почему и родители, и учащиеся опасаются предвзятого отношения к россиянам. Но надо понимать, что есть верхний уровень геополитики, в котором всегда были и будут драки, а есть уровень экономических взаимоотношений. Образование для многих стран – это национальный бренд, который приносит местному бизнесу и бюджету огромные деньги. Все понимают, что на учебу едут форматные люди, которые дают школам и вузам неплохой доход, поэтому проблем с учебой, поступлением, получением визы для этих целей не возникает.

Какие новинки вы представили на вашей выставке в этом году?

– Прежде всего – вуз из Южной Кореи. Эта страна только набирает популярность в качестве площадки для получения высшего образования, и местные вузы предлагают очень неплохие условия: обучение на английском языке, возможность дальнейшего трудоустройства в местных подразделениях транснациональных корпораций, приятная цена. Обучение в Южной Корее обойдется раза в 1,5 дешевле, чем в Канаде. Год обучения (без учета проживания) в бизнес-школе Solbridge стоит $10 тыс.

Какие советы вы бы могли дать родителям, которые задумываются о зарубежном образовании для детей?

– Во-первых, помнить, что без языка никуда. У нас язык изучают десять лет в школе и четыре в вузе, но это, как правило, не дает никакого права написать в резюме «свободное владение». Если вы только начали присматриваться к иностранным вузам и школам, будет полезно обеспечить ребенку лингвистические «инъекции»: образовательные поездки за рубеж продолжительностью от 2 до 4 недель. Заодно ребенок сможет понять, подходит ли ему выбранная страна, готов ли он жить в ней в течение нескольких лет.

Во-вторых, помнить, что зарубежное образование – это очень надежная инвестиция. Многие меня спрашивают: а сможет ли человек, учившийся в другой стране, успешно жить и работать в России? Сможет.

Сильная сторона нашего характера – умение принимать решения и реализовывать их в постоянно меняющихся условиях. Если к ней прибавить европейскую системность, получится отличный сплав, который позволит добиться двух главных вещей, ради которых и получают образование, – четкой самоидентификации и успешной карьеры.

  • Екатеринбург, Радищева 6а, офис 801А (БЦ «Суворов»)
  • тел.: (343) 355-55-11, 222-77-90
  • +7 902-27-28-248 (Александр Евгеньевич, запись на индивидуальное тестирование)
  • svx-language@startravel.ru
  • www.staracademy.ru
  • www.startravel.ru
  • Часы работы: пн.-пт. 9.30-18.30

Источник фото в тексте: STAR Travel & STAR Academy.