Кроссовер XC40, получивший европейский титул «Автомобиль года 2018», давно привлекал мое внимание. И не в последнюю очередь загадкой века – как такая игрушечная машинка уверенно продается по такой, взрослой цене? И не только в «цивилизованном» мире, но и в России “сорокет” вовсе не редкая северная птица  на дорогах.

Цены на переднеприводную машину c 150-сильным дизелем D3 в этом году начинаются от вполне заметных 2 400 000 рублей, а полноприводная версия с 249-сильным бензиновым движком T5 в комплектации INSCRIPTIONобойдется энтузиастам шведского машиностроения начнется с 3 352 100 рублей, и это еще без учета дополнительных персональных капризов. Кожаные кресла, адаптивные фары, пакет систем активной безопасности, зимний пакет, сиденья с памятью, бесключевой доступ, электропривод задней двери и другие опции могут легко увеличить цену до 4 000 000 рублей. Что подвигает людей отдавать такие немаленькие деньги за такой маленький кроссовер?

Внешний вид
Начнем с внешнего вида. Да, это интересный и свежий аргумент… Плотно сложен, гармоничные пропорции. Мускулистый малыш выглядит даже интересней и свежее, чем его старшие братья. Это не уменьшенная копия более крупных XC60 и XC90. Обладая своим собственным стилем, в котором, однако легко читаются и семейные черты. Хотя глобализация добралась и до старой доброй Швеции. Разработчиком модульной платформы XC40 стала компанияCEVT (China Euro Vehicle Technology). Несмотря на спрятавшееся в аббревиатуре слово China, это чисто европейское предприятие из Гетеборга, с настоящими шведскими инженерами и конструкторами, хотя и принадлежит китайскому монстру Geely.

Именно платформа, разработанная для XC40, легла в основу моделей премиального китайского бренда Geely, который по всем признакам проявляет серьёзные намерения покорить Европу. Отличие XC40 от «старшей» платформы SPA — XC60 и XC90, в первую очередь, в более простых подвесках. «Макферсон» вместо двухрычажной спереди и «обычная» многорычажная подвеска сзади, вместо более сложной подвески с поперечной рессорой. Производят XC40 на заводах в бельгийском Генте.

Есть что-то сугубо практичное, глубоко скандинавское в мощной задней стойке, лишенной своего бокового стекла. Как и в общей, относительно небольшой площади остекления, что впрочем, не ограничивает обзорность. 

Особенно интересна двухцветная конфигурация (опция) XC40. 

Это, определенно, должно привлечь более молодое поколение, чем обычный контингент компании. Однако. От каждой детали XC40 так недвусмысленно веет добротностью и практичностью, что думаю, смены контингента не будет.

Короткие свесы, почти джиповский клиренс – 21 см. и возможность преодолевать броды до 45 см – ну чем не городской автомобиль? Даже просто глядя на XC40, нет испытываешь страха съехать с асфальта, что он где-то сядет или что чем-то заденет. А когда уже за рулем за городом, то и поглядываешь по сторонам – куда бы свернуть попылить.

Конечно, не стоит забывать, что это всего лишь кроссовер, тем не менее. Плюс некрашеный обвес и широко раскрываемые двери, прикрывающие пороги, что особенно радует в странах с мерзопакостным моросящим климатом и грязными дорогами. Очень порадовал багажник – 460 литров своего персонального космоса. Багажник удобной формы, складной полик стоит вровень с проемом двери. Под ним — небольшой подпол-органайзер для мелочей и докатка. Полик можно трансформировать в перегородку с держателем для сумок. Для авто таких габаритов, с полкой и органайзером, с докаткой – впечатляет и радует! 

Единственное решение, которое мне показалось очень странным в дизайне экстерьера это боковые зеркала. Вернее даже, претензия не к самим зеркалам, а к месту их размещения. Зеркала в обтекаемых стильных гондолах, с повторителями поворотников расположены на дверях так, что загораживает довольно большое пространство вокруг автомобиля отдельно и дополнительно к «мертвой зоне» передних стоек, это раз. Обычное месторасположение зеркал – передний край мертвой зоны от передней стойки – начало самого зеркала. В поле зрения нет лишних деталей и зеркало сдвинуто вперед. Для контроля угол поворота головы или глаз меньше. На Volvo зеркала заметно сдвинуты назад и что бы заглянуть в зеркало требуется больше отвлечься от дороги. Это два. И то, что на наших дорогах видимая передняя часть гондолы зеркала быстро покрывается дорожной грязью, тогда очень смачные художественные кляксы будут все время попадать в поле зрения прямо у вашего плеча. А вопрос то только в том, что сдвинуть их вперед на 15-20 см. 

И второй момент, который вызвал, скажем так, удивление – спойлер над задней задней дверью. Вернее даже не спойлер, а козырек. При движении под ним образуется зона пониженного давления и вся пыль, грязь и снег активно подтягивается с дороги на заднее стекло.

А так приветливый крепкий и бодрый малыш, особенно если на 20” колесах. 

Салон

Вот где по-настоящему проявилась скандинавская практичность. Лаконичность и минимализм. При этом, все что надо есть и удобно доступно. Минимум физических кнопок очень «освобождает» и облегчает интерьер. Львиная доля органов управления благоустройством автомобиля вынесена в девятидюймовый планшет по центру передней панели. Там все просто и понятно даже третьекласснику. 

Сказать, что по материалам в XC40 без особого шика – ничего не сказать. В моем автомобиле, передняя панель отделана резиной! Реально! Там, где обычно расположен самый важный шик автомобиля, в XC40, вместо дорогих пород дерева, кожи и никелированных ободков, наклеена резиновая полоса, как будто вырезанная из велосипедной камеры..

И вот тут начинается чудо из чудес. Шведы умеют удивлять. И отказ от ковидных локдаунов, и судьба жирафа Мариуса… Все не так, как у всех. Тем не менее, посмеявшись ты понимаешь, что такое оформление не только логично, практично, но кажется уже каким-то естественным и гармоничным. И ты просто улыбаешься. 

Пластик по большей части мягкий, тоже как подрезиненый и довольно приличного качества. Обивка сидений неброска, но добротна, как фартук кузнеца. Никакая задница не протрет. При этом приятная на взгляд и на ощупь. Как известно, Volvo серьезно заботится об экологии и защите окружающей среды, поэтому в XC40 используются детали из переработанного пластика и металла.  

Вообще, дизайнеры Volvo организовали пространство в XC40 так, что изнутри автомобиль не ощущается компактом. Все детали продуманы до мелочей, все удобно и функционально. Есть достаточно большие карманы в дверях, удобные «подстаканники» в «торпеде». Беспроводная зарядка, USB и прочие полезные мелочи. 

Опционально можно заказать для сиденья водителя и переднего пассажира пакет электрорегулировок, а для водительского – еще и память на два водителя.

Вместо привычного рычага АКПП – джойстик. Немного игрушечный по размеру и форме. Теперь все переключения происходят двойным нажатием вперед или назад. Через нейтраль. Вроде поначалу как-то непривычно и неудобно, но в реальности к концу первого дня осваиваешься, перестаешь обращать внимания и забываешь об этом. 

Еще из приятных мелочей отмеченных уже моей второй половиной – складной крючок для сумочки или пакета под бардачком. Кнопки центрального замка продублированы на пассажирской двери. Детская блокировка задних замков и стекол включается одной кнопкой на водительском пульте. 

В итоге интерьер не ощущается по-икеевски «дешевым», скорее — настолько практичным, что кажется «умным» и даже стильным. И цена об этом настойчиво напоминает.

Обзорность хороша, посадка регулируется в достаточных диапазонах. Например, я люблю высокую гелендевагеновскую посадку, при росте 180 см, мне все удобно, голова не упирается в потолок, локти лежат где надо. А механическая регулировка положения руля по вылету, наклону и высоте, позволяет найти оптимальное положение. Для дальних путешествий это очень важный момент.

Электронная начинка младшего из кроссоверов Volvo не отличается от старших братьев. Только недоступна проекция на лобовое стекло. А жаль. Опция полезная. Так же, как во все семействе, здесь установлена медиасистема Sensus с 9” сенсорным экраном. Детали интерфейса и  картинка на камере кругового обзора хорошего разрешения.

Несмотря на габариты автомобиля, ехать под музыку в нем приятно. Добротная штатная аудиосистема, качество звука можно настраивать, но низкочастотного диапазона аудиогурманам будет маловато. 

Подогрев руля и передних кресел, как и положено в автомобиле скандинавского происхождения, включается автоматически при запуске двигателя. Причем руль подогревается очень интенсивно и по всему периметру. Приятно морозным утром ехать без перчаток держа руки на горячем руле, лишь иногда, для того чтобы окончательно прогнать остатки сна, касаясь, обжигающих холодом, металлических деталей одной из трех спиц руля. Ну, чем не утреннее развлечение?

Управление всем видами подогревов и всем климатом в салоне с центрального планшета. Логика и иконки управления понятны с первого раза даже самому взрослому автомобилисту. 

Кстати, все функции и приложения в штатном планшете Sensus можно автоматически и вручную обновлять через ваш телефон. А есть очень полезные приложения. Например, Volvo On Call, позволяет дистанционно управлять климатом и блокировкой замков, а также получать сигналы о проникновении в салон неавторизованных гостей.

По инсайдерской информации, на смену Sensus идёт новая система на базе ОС Android от Google, она уже была показана вместе с премьерой электрического кроссовера Volvo XC40 Recharge.

Также совсем неудивительно, что в шведском автомобиле есть подогрев лобового и заднего стекла, зеркал и форсунок омывателя. Великолепную работу дворников хочется отметить особенно. Очень грамотно и со знанием дела, чисто, бесшумно и с впечатляющей зоной очистки. Не секрет, что на наших дорогах нерадивая работа дворников может не только раздражать, но и существенно понизить безопасность движения. 

 

А что там пассажиры?

Второй ряд сидений, условно рассчитан на 2,5 взрослого пассажира. Имеет ощутимо более вертикальную посадку, чем передний. Насколько это неудобно или терпимо пока сказать трудно. Кому-то в городе и полуторачасовая поездка не принесла никаких страданий, а кто-то уже через минуту начинал ныть. В долгой дороге моим пассажирам побывать еще не пришлось. Поэтому ответа насколько это критично пока нет. Вдвоем тут достаточно хорошо и даже довольно мягко, но вот втроем тесновато. Подъем тоннеля не так уж и высок, а вот  центральная консоль сильно выдается назад. Есть подогрев сидений и разъем USB Type-C.

Под капотом — дизель, мощностью 149 л.с. Не самая мощная комплектация, но для комфортного движения как по городу так и за его пределами вполне хватает. Расход в городском цикле укладывался в 8,2 литров на сотню в режиме комфорт.

АКПП — 8-ступенчатый автомат Aisin.

Система полного привода XC40 – многодисковая муфта BorgWarner пятого поколения, способная передавать на заднюю ось до половины крутящего момента.

Поехали?

Стартуем легко, даже по ощущениям на руках – характерная для современных Volvo легкость и пустота на руле. Динамика 149-сильного двигателя, в сочетании с 8-ступенчатым автоматом Aisin и высокой посадкой обеспечивает комфортное и уверенное перемещение по всем городским напастям – пробки, лужи вполколеса, облака грязи за грузовиками. Резкие перестроения и маневры в режиме комфорт шасси терпит без претензий. Плавность хода — хороша, подвеска довольно энергоемкая, одинаково хорошо отрабатывает и ямки с острыми краями и стиральную доску и колею. Мягкая вначале, но плотная в конце хода, возможно благодаря штатным 18-дюймовым колесам!

Система предотвращения столкновений довольно консервативна. Срабатывает чуть раньше, чем сам начинаешь торможение. В поворотах на скорости – управляемость предсказуема, включая равномерный снос четырех колес.

Собственно, мне показалось, что более мощный двигатель «сорокету» и не нужен — скоростные кроссоверы это не к шведам. Здесь надежность, практичность, ресурс..

Volvo XC40 – взгляни на авто иначе. Если не предъявлять ему наших привычных представлений и крутости авто, если убрать все ненужные понты и хотелки, то сразу отметишь, что автомобиль послушен, точно выполняет то, что задаешь ему через руль и педали. Быстро привыкаешь к предсказуемым и однозначным реакциям. Простота управления доставляет удовольствие. Комфорт – ровно на отмерянные деньги. Достаточно тихий и плавный. При этом незаметным на дороге ты не будешь.

Да, такая умная, взвешенная практичность в исполнении Volvo стоит недешево, но она реальная, а это всегда дорогого стоит.

Volvo XC40 из тех автомобилей, что готов остаться с тобой на всю оставшуюся жизнь. 

 

Автор – Павел Антонов