При промывке мозгов извилины стираются, поэтому последние лет семь не смотрю телевизор, но проблема пришла с другой стороны – сериалы. То, что длительный просмотр любой видеопродукции снижает когнитивные функции мозга, – факт известный, поэтому ограничиваюсь одной серией в день. Почему же для многих врачей медицинские сериалы выходят боком? 

Первые медицинские сериалы появились в начале 90-х годов, и уже в 1996 году авторитетный врачебный журнал New England Journal of Medicine напечатал результаты одного исследования Университета Дьюка, в котором сравнили выживаемость при клинической смерти (это когда кричат – Мы его теряем!) и последующей реанимации (когда кричат – Дефибриллятор!) в сериалах и в реальности. Так вот, в сериалах выживаемость была аж 75%, это в четыре раза больше, чем в реальности (15-20%), более того, в сериалах почти все возвращались к жизни с сохраненной функцией мозга. Вроде бы, ничего страшного, что с него взять – кино! Но у людей появляется нереалистичное понимание собственной смертности. Мыльные операции-реанимации рождают ощущение лёгкости решения сложных медицинских проблем. Люди не понимают множества причинно-следственных связей возникновения смертельного состояния (сериал не медицинский факультет). Наш мозг стремится к простоте – куплю хорошее “мыло”, умою руки, буду снова чистеньким и здоровеньким. А на деле, возникает лишь мыльный пузырь необоснованных ожиданий на очередное чудо воскрешения из мёртвых, и если этого не происходит, начинаются жалобы на ненадлежащее оказание медицинских услуг (больница – отстой, врачи – коновалы). 

Авторы исследования (повторю, это 1996 год) наметившиеся тенденции сочли достаточно серьёзными и написали предупреждение: «Учитывая экстраординарное влияние СМИ, мы хотели бы надеяться, что телевизионные продюсеры возьмут на себя гражданскую ответственность и перестанут искажать факты. Однако этого может и не случиться». 

Этого и не случилось, а ведь в то время интернет был ещё малахольным младенцем. Количество жалоб на врачей все время увеличивается. В 2020 году – рост на 37%. В среднем, из десяти жалоб девять необоснованных. Но начинается всё с хлёстких журнальных заголовков – проворонили, недоглядели, загубили и т.д. (в погоне за лайками нужна острая негативная тема, так как позитив так не цепляет). Что-то я ни разу не видел опровержений или извинений за необоснованность жалоб после расследований, а осадочек остался! Я не оправдываю врачей хамов и неучей, этого тоже достаточно (и это отдельная тема – недостаток финансов, уровень образования, отток кадров и т.д.), но мне непонятно, почему выделен целый отдел в Следственном Комитете на врачебные ошибки и полная тишина, когда по каким-то причинам не поставлена чиновничья “закорючка” в очередном “циркуляре” и из аптек пропадает лекарство, критически важное для многих тысяч пациентов, часть из которых умрёт, пока в бюрократических верхах разберутся с “разнотыком”.

Многих врачей раздражает растущая медикализация общества (расширение границ медицины, когда не связанные с патологией человеческие проблемы или находки становятся объектом лечения, при котором потенциальный вред больше, чем польза от лечения), но во многом виноваты и сами врачи, когда после различных исследований (УЗИ, КТ, МРТ) пишут кучу непонятных терминов, на объяснение которых у “узких” диагностов нет желания (а часто и широты взглядов) и ответ один: Это к своему врачу! Вопрос: У многих ли есть свой врач? Американские кардиологи уже обсуждают вопрос: может, не писать уже всякие пролапсы митрального клапана или дополнительные хорды левого желудочка. Все равно делать с ними ничего не надо, как жили люди с ними, так и будут жить, но тревожность у некоторых будет нарастать. 

Я спокойно отношусь к тому, что люди ищут ответ на свои медицинские проблемы в интернете – это естественно. Проблема, что у многих не работают “фильтры” на многочисленную информацию, либо они понимают её по-своему, и если врач не согласен с их пониманием, то он становится “непонимающим” (и упсс – уже назревает жалоба). 

Отдельная песня – не хочу травить печень таблетками! Вариант с уткой под задницей и якобы здоровой печенью лучше?! Смешно, когда люди, которые живут в среднем 70 лет, лечатся по травяным рецептам тех, кто жил в среднем 40 лет. Когда говоришь, что при вашем высоком риске сердечных событий надо принимать статины, то часто начинается – я читал про побочные эффекты, а там… Поэтому за рубежом часто дают таблетки без всякого описания (инструкция для врача и на его ответственность).

Можно много ещё написать на эту тему (видимо, наболело) – инфантилизм некоторых пациентов, часто ужасное отношение врачей друг к другу – какой идиот вам выписал это лекарство?! (и упсс – уже назревает жалоба на “врача-идиота”), недооценка интеллектуального труда в России (платить как дураку, а спрашивать как с умного) и т.д., но боюсь написать слишком длинный текст, кто-то переутомит мозги и глаза (и упсс – уже назревает жалоба). 

Просто не хотелось бы, чтобы врача больше интересовало не то, на что вы жалуетесь, а то, куда вы жалуетесь!

  1. Посмотрел сейчас очередную серию «Обычная женщина – 2». Один из героев сериала – врач, после длительной беседы с врачом скорой помощи по поводу дочери, находящейся в критическом состоянии, вдруг говорит: Интубируйте! А тот просто надевает на неё кислородную маску (типа это и есть интубация). Я имел опыт работы на скорой и у нас, и за рубежом, так вот:

– если надо интубировать, то есть начинать искусственную вентиляцию легких, то это делается ещё до всякого дефибриллятора, и уж тут не до бесед;

– никто не вправе врачу скорой помощи указывать, что делать, так как вся юридическая ответственность на нём.

Ну, заплатите вы эти копейки специалисту при создании медицинских сериалов, не мыльте людям мозги!

автор: Виктор Ямщиков, врач-минималист