По мере развития космических технологий и освоения человеком внеземного пространства художники все чаще задаются вопросом: «Почему покорять и изучать космос могут только ученые и военные? Почему не можем мы?» Этот спор привел к тому, что космическая тематика все больше захватывает умы артистов и художников и заставляет их придумывать и совершать невероятные поступки и перформансы, касающиеся вопроса Вселенной.

Что такое «Космическое искусство»?

Данное направление возникло в конце 1950-х годов как реакция на освоение человеком космических просторов. Центральной темой служит астрономия и космонавтика. Окончательно оформилось оно в 1982 году после образования Международной ассоциации астрономических художников.
В космическом искусстве существует два направления:

  • реалистичное представление, стремящееся включить как можно больше всей доступной информации о представленном объекте;
  • импрессионистическое представление, для которого астрономические объекты являются источником вдохновения, но которое не стремится обеспечить точное представление деталей.

Главную роль в возникновении такого направления сыграл технический прогресс, который позволил людям при помощи телескопов, обсерваторий заглянуть в ранее неизведанные углы мира, находящегося выше стратосферы, и который позволил людям самим покорять космос.
В какой бы стилистике художник не создавал свои произведения, он все равно пытается донести идеи, связанные с пространством, часто включая понимание бесконечного разнообразия и необъятности вселенной.

Международная ассоциация астрономических художников

Главной организацией и единственной в мире гильдией, занимающейся созданием космического искусства, является Международная ассоциация художников-астрономов (IAAA). Художники, состоящие в гильдии, создают космическое искусство во многих формах от традиционной живописи до цифровых работ и трёхмерной скульптуры в невесомости. Многочисленные обложки книг и журналов, киноэффекты или художественные изображения, иллюстрирующие новейшие астрономические открытия, сделаны членами этой ассоциации. На данный момент в гильдии состоит боле 120 членов.

«Космическое искусство» сквозь световые годы

В СССР ведущим космическим художником являлся Андрей Соколов, который начиная с 1957 года (запуск первого искусственного спутника Земли), полностью сосредоточился на теме космоса. Отличительной чертой его работ была подробная пропись деталей пейзажей, космических явлений, космических кораблей. Работы Соколова считались уникальными, ведь на основании той информации, которая была доступна, он при помощи темперы, картона, масла и холста создавал довольно правдоподобные изображения. Позже, в 1965 году, его соавтором стал Алексей Леонов – космонавт, первым вышедший в открытый космос.

Со временем космическое искусство шагнуло так далеко, что уже не просто воплощало вселенную на полотнах, но и отправляло произведения художников в космос.

На новый уровень космическое искусство также вывел Тревор Паглен, американский художник и фотограф. Скульптура «Орбитальный отражатель», созданная совместно с Музеем искусств Невады, Тревора Паглена напоминает спутник, но на самом деле ее цель сугубо эстетическая и философская. Запуск экспоната в космос вызвал ожесточенные дискуссии и протесты среди ученых. Они утверждали, что работа Паглена будет мешать их работе и научным исследованиям, ведь объект с такой высокой отражательной силой будет препятствовать научным наблюдениям. Но, художник на то и художник, чтобы делать то, что считает нужным.

«Никакие камеры, научные приборы ставить на него мы не хотим. Это будет первый спутник в космосе, созданный только для красоты», — говорил сам художник перед запуском.

В ноябре 2018 года ракета-носитель Falcon 9 вывела скульптуру в космос.

Мысль о том, чтобы не только людей посылать в космическое пространство, но и растения, появилась у ученых давно. Но если ученые стараются проследить влияние космического пространства на рост и развитие растений, то японский художник-флорист Адзума Макото отправляет цветочные композиции за границу атмосферы, чтобы привнести красоту в темный иноземный мир.

«Я хотел увидеть движение и красоту растений и цветов, парящих в космическом пространстве», – описывает свой фотопроект Адзума Макото.

Он создал проект «EXOBIOTANICA», в рамках которого запустил букет цветов в стратосферу с помощью наполненного гелием шара. Полет продлился больше полутора часов и привлек к себе огромное внимание. Камера, закрепленная на конструкции, позволила сделать поистине космические снимки, разлетевшиеся по всему миру.

Красота спасет мир, но только в том случае, если будет направлена на благо всей Вселенной.

Автор: Аделя Курмеева