Каршеринг поглотил Москву. Человеку с водительскими правами сегодня достаточно найти ближайшую общественную машину на карте, провести простые манипуляции на своем смартфоне – и всё, можно отправляться в путь! Будущее наступило, и кажется, что именно в наши дни автомобиль действительно стал символом свободы перемещения.
Москва – мировой лидер рынка каршеринга. В российской столице к концу августа 2019 года было доступно 23 тыс. машин, а свои услуги предлагали более десятка операторов.
Но началась история автопроката больше ста лет назад в США.
Скоростной XX век
Сложно узнать, кто и когда первым догадался сдать транспортное средство в аренду, но вот с автомобилями всё несколько проще.
Впервые подобное объявление появилось на страницах газеты The Minneapolis Journal от 22 июля 1904 года.
В первой половине 1900-х годов автомобильный рынок развивался динамично, но хаотично. Во всю шла война моторов, и по улицам колесили вперемешку бензиновые агрегаты, электрокары и паровики. Да и повозки, запряженные лошадьми, ещё не покинули улицы. Генри Форд только готовится совершить свою «конвейерную революцию» — его передовой Model T поступит в продажу в 1908 году. Иметь собственный автопарк могла себе позволить далеко не каждая компания — что уж говорить о личных машинах. Само собой, аренда самодвижущейся повозки была не только отличной идеей для нового бизнеса, но и мудрым маркетинговым ходом: покатавшись пару дней и оценив все прелести нового чуда техники, клиент мог задуматься, а не влезть ли в кредиты, чтобы купить себе такое же.
В 1912 году была создана немецкая компания Sixt, которая взяла курс на развитие проката автомобилей. Она прекрасно чувствует себя до сих пор, предоставляя машины в аренду, лизинг и занимаясь всё тем же каршерингом.
Каршеринг по-советски
В СССР первый пункт проката автомобилей открылся в Москве в 1957 году, в разгар хрущевской оттепели. Любой житель столицы мог взять на время «победу», «Волгу» или «москвич». Всего первый советский каршеринг располагал 80 автомашинами, а к 1959 году их количество выросло до 290. Правда, топовую «Волгу» предоставляли только водителю, который до этого уже поколесил на арендованных «победах» и «москвичах» и вернул их в целости и сохранности. Позже пункты проката открылись при автобазах и в других городах Советского Союза.
В основном машины брали в аренду на достаточно долгий срок — для поездок в отпуск, например. Стоил прокат 1 рубль 24 копейки в сутки, и еще 24 копейки начислялись за каждые 10 км пробега.
Для небольшой компании сумма была небольшой, а свобода, которую предоставлял арендованный «москвич», ограничивалась только территорией необъятной страны.
Прокат обрел популярность в 60-х, и на те же годы пришелся расцвет туристического движения в СССР. Люди радиально разных профессий сбегали от повседневной рутины в леса, на берега рек и южных морей дикарями, купались, жарили шашлыки, пели песни и говорили о том, на что в будничной жизни не хватало ни времени, ни сил. Взятая напрокат машина стала одним из романтических символов того времени.
Однако к концу десятилетия каршеринг в СССР закончился. Есть несколько версий и даже странных политических теорий, объясняющих, почему советских автолюбителей лишили прокатных машин, но, скорее всего, дело (как это бывает почти всегда) в экономике. Таксопарки, которым со временем навязали популярную услугу, стали нести убытки. Они должны были обслуживать арендные автомобили и предоставлять их водителям, но это уменьшало их основные доходы — от извоза. Такси в СССР стоило немало, а в прокат машины сдавались буквально за копейки. Кроме того, автомобили часто попадали в руки неопытных водителей, и их приходилось ремонтировать или даже отправлять на слом и заменять новыми за счет предприятий. А это «плохо для бизнеса», как сказали бы капиталистические коллеги наших таксистов, и автопрокат в стране развитого социализма приказал долго жить.
Впрочем, в 70-х каршеринг вернулся, но рассчитан он был исключительно на иностранных туристов. Заграничные гости для поездок по СССР могли взять в аренду, например, вазовскую «трёшку», как и поступили герои комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России».
Как швейцарцы с голландцами машины делили
Но автопрокат и каршеринг не совсем одно и то же, и во втором случае первопроходцами принято считать швейцарцев. В разрушенной войной Европе иметь личный транспорт было почти немыслимой роскошью. В 1948 году в Цюрихе появился автоклуб Sefage. Его члены платили взносы, а взамен получали право пользоваться принадлежавшими организации автомобилями. Это уже похоже на каршеринг в современном понимании, хотя, конечно, такая модель бизнеса и отличается от знакомой нам.
Первый проект каршеринга без всяких натяжек и оговорок — Witkar («Белый автомобиль») — был запущен в Амстердаме в 1974 году. На улицы столицы Нидерландов вышли 35 электрокаров. Каждый желающий мог сесть в такую машинку на одной из пяти станций и пользоваться ею столько, сколько нужно, — действовала почасовая оплата.
Эти электромобили были довольно забавными и не очень удобными, но поначалу дело пошло в гору. К концу 1976 года по Амстердаму колесило уже 150 каршеринговых машин. У создателей Witkar были грандиозные планы по расширению, но через несколько лет проект стал нерентабельным и в 1986 году закрылся.
Однако уже на следующий год после крушения Witkar упавшее знамя каршеринга вновь подхватили швейцарцы. В 1987-м были основаны компании AutoTeilet-Genossenschaft (ATG) и ShareCom. Они начали предоставлять клиентам обычные бензиновые автомобили в краткосрочный прокат. Футуризма в этой затее стало меньше, зато оба предприятия успешно справлялись со своими задачами, а через 10 лет слились в компанию Mobility, которая неплохо чувствует себя и сегодня: их каршеринг-парк насчитывает около 3000 автомобилей.
Россия едет!
В России первый сервис каршеринга открылся в Москве в 2012-м, а настоящий бум в этом сегменте рынка начался три года спустя, и волна не спадает по сей день. Совместное исследование «Яндекс.Такси» и Data Insight показало, что использование прокатных автомобилей для многих жителей столицы стало выгоднее, чем приобретение собственной машины: из-за расширения зоны платных парковок и не слишком благоприятной экономической ситуации всё больше людей (особенно тех, кто не пользуются личным транспортом ежедневно) выбирают каршеринг.