Весной 2020 года исполняется 100 лет со дня рождения талантливого артиста, оперного и эстрадного певца – Георга Отса. Лауреат двух Сталинских и Государственной премии СССР, Народный артист, ставший кумиром миллионов. Ведь превосходному оперному певцу были одинаково близки романс и оперетта, эстрадная и народная песня, он легко переходил из одного жанра в другой, будь то наполненная драматизмом партия Мистера Икс или жизнеутверждающая «Песенка о капитане», а бархатный лирический баритон артиста проникал прямиком в душу.
Георг Отс – певец и музыкант в четвертом поколении. Прадед Георга – Тыну Отс – был виртуозным скрипачом, дедушка Ханс играл на рояле и органе, объединил в Нарве любителей театра и дирижировал хоровым коллективом. Отец непревзойденного Мистера Икс – тенор Карл Отс – окончил Петербургскую консерваторию и солировал в таллинском театре.
С такой родословной сложно было не стать музыкантом. Музыку и пение мальчик впитал с молоком матери. Его музыкальному образованию уделяли внимание с раннего детства. Отса определили во Французский лицей, где он пел в хоре, научился играть на тромбоне, фортепиано и флейте. Известен случай, когда маленький Георг изумил пришедшую в гости к отцу итальянскую певицу Арманду дельи Аббатти: спрятавшись под накрытым скатертью столом, он исполнил запомнившуюся ему по пластинке Карузо песню «O sole mio».
«Я вырос среди музыки, – рассказывал Георг. – Отец мой был ведущим драматическим тенором в театре «Эстония», и я уже с детства был, что называется, насыщен оперной музыкой. И, конечно, уже тогда мечтал пойти по стопам отца, стать оперным артистом. В юные годы я очень любил петь. Вспоминается мне такой забавный случай. В первый день, когда я пошел в школу, у нас как раз был урок пения. Учительница просила каждого из ребят что-нибудь спеть. Все пели либо детские песенки, либо народные песни. Когда очередь дошла до меня, я сказал, что не умею петь такие песни. Учительница удивилась: «Почему же, ведь ты сын певца?» На это я ответил, что могу спеть оперную арию, и спел первую арию Каварадосси на итальянском языке…»
Однако школьника привлекала не только музыка. Георг Отс занимался фехтованием и плаванием. После окончания лицея пришло время задуматься о профессии. Отец, знакомый с терниями на пути оперного вокалиста, рекомендовал выбрать «профессию посолиднее». После окончания лицея в 1938 году Георг поступил в Таллинское военное училище и закончил его через 2 года уже в офицерском звании, а в 1940 году – в Таллинский технический университет на архитектора. Однако в университете Георг проучился всего год: обучение прервала Великая отечественная война.
В августе 1941 года Георга Отса мобилизовали и отправили с другими призывниками в Ленинград для зачисления в военную часть. Но пароход «Сибирь», на котором был отправлен Георг, попал под бомбардировку и затонул. Отс спасся, доплыв до ближайшего маяка, где его подобрали на борт моряки минного тральщика и доставили в Ленинград с другими призывниками. Но из-за блокады Отса отправили дальше – в тыл в Челябинскую область. Так как у будущего певца уже был офицерский чин, в 1942 году его назначили командиром противотанкового взвода. Однако до фронта Георг Отс не доехал.
«Некоторое время служил в Свердловске, и как раз там состоялась знаменательная для меня встреча. В Свердловск приехали артисты Прийт Пыльдроос и Каарел Ирд, которые собирали кадры для национальных художественных ансамблей Эстонской ССР. Они услышали, что здесь, в одной из частей, находится сын певца Карла Отса, и так как им нужны были хористы, то решили меня испробовать: уж сын певца наверняка умеет петь хоть немножко. Я действительно обладал некоторым опытом в этом отношении: приходилось петь и в детских хорах, и в хоре Политехнического института. В результате меня охотно приняли в один из ансамблей. Пребывание в ансамбле было для меня своего рода начальной музыкальной школой. Я исполнял сольные партии в хоровых произведениях, пел советские песни».
С гастролями Георг Отс в составе эстонских ансамблей побывал в Сибири и на Кавказе, объездил Среднюю Азию и побережье Белого моря: артисты дали свыше 400 концертов. Вскоре Отс познакомился с солистом джазового оркестра Виктором Гурьевым. Они подружились, и стали выступать вместе: Гурьев пел, а Отс – аккомпанировал.
Война подходила к концу: советские войска перешли в наступление, и художественные ансамбли распустили. Осенью 1944 года Отс был отправлен в Государственный академический театр «Эстония», где работал его отец.
В этом же году в театре ставилась опера Чайковского «Евгений Онегин», в которой Отс пел в хоре, но в запасном составе имел роль Онегина. За день до премьеры в театре заболел Зарецкий, игравший Онегина в первом составе, и его партию пришлось петь Отсу, с чем он блестяще справился. Отс сделал из Онегина одиозного отрицательного героя. Партия стала любимой в репертуаре артиста на десятилетия. Выступление настолько понравилось режиссеру, что он стал отдавать Отсу крупные роли в других постановках. Вскоре он стал солистом театра. Теперь на афишах появлялся не только отец, который все еще работал в «Эстонии», но и сын. Они часто исполняли произведения дуэтом.
Художественный руководитель театра «Эстония» вспоминал: «Некоторые коллеги, шутя, жаловались директору: почему у них высокие ноты звучат лучше, чем у Геога Отса, но зарплата в половину меньше? На что директор отвечал: «Когда Георг Отс поет – в зале в два раза больше зрителей». – врез
Несмотря на работу в театре, Георг решил получить музыкальное образование и поступил в Таллинское музыкальное училище, которое закончил экстерном за 2 года. А в 1946 году сразу после училища поступил в Таллинскую консерваторию, которую закончил через 5 лет. К этому времени он уже приобрел широкую известность как оперный певец.
В 1951 году известный режиссер Герберт Раппапорт взялся за экранизацию повести эстонского писателя Ганса Леберехта «Свет в Коорди». Чтобы сделать историю о первых послевоенных колхозах в Эстонии интереснее, Раппапорт решил снять музыкальный фильм. Поэтому на главную роль вернувшегося с войны Пауля Рунге искали эстонского актера, который умел хорошо петь. Преподаватели Таллинской консерватории посоветовали режиссеру Георга Отса, и после кинопроб певца одобрили. Так певец стал актером кино.
Невероятную популярность принесло Отсу исполнение роли Этьена Вердье в фильме «Мистер Икс», поставленном в 1958 году по оперетте Имре Кальмана «Принцесса цирка». Зрителей покорила знаменитая ария Мистера Икса «Снова туда, где море огней». Пожалуй, именно в ней объединилось все лучшее, что присуще пению Отса, – душевная щедрость, сердечность, поэтичность. Певца стали узнавать на улице и поджидать после спектаклей, а арию часто ставить на радио. Песни, исполненные Мистером Икс, напевала вся страна, а роль в мелодраме стала бриллиантом в творческой копилке артиста.
Зрителя подкупало в певце обаяние, искренность, задушевность пения. Отса отличал безупречный художественный вкус, большое актерское мастерство, постоянное стремление к жизненной правде.
В 50-60-е годы Отс взял в репертуар легкие эстрадные песни, которые в его исполнении получили новую интерпретацию: бархатный тембр голоса, баритон эстонского певца внесли во многие композиции изюминку.
Отс одинаково серьезно относился к своим выступлениям и в опере, и на эстраде. Он говорил, что при смене жанров как бы забывал свое бытие в первом и целиком сосредоточивался на задачах второго. На оперной сцене это был прежде всего поющий артист, способный создать яркий сценический образ. Выступление же на эстраде, в обычном костюме, без декораций и грима, требовало иных изобразительных средств: здесь поза, мимика и жесты Отса выдержаны в полутонах, нюансы едва заметны, главное – текст и музыка.
Финская газета писала: «Директора оперы Талонен и Альми просили вчера со слезами на глазах, чтобы пресса не разглашала название гостиницы, где остановился Г. Отс. Они боятся неистовых поклонников, требующих автографы и волосы человека, который будет выступать у них в театре. Популярность Отса необычайна. Он популярен среди всех».
Георга Отса стали часто приглашать на гастроли. Он гастролировал по городам как Советского Союза, так и Европы. В его репертуар входили оперные партии и около 500 эстрадных песен – от патриотических до шутливых: «Соловьи», «Сааремааский вальс», «Подмосковные вечера», «С чего начинается родина», «Я люблю тебя, жизнь». В репертуаре эстонско-советского баритона были композиции на 20 языках мира. Отс настаивал на исполнении народных песен на оригинальном языке, чтобы душа песни не потерялась при переводе.
На родном языке вокалист исполнял «Сааремааский вальс» – это его самая популярная песня на родине. Даже после развала СССР и становления государственности Эстонии, когда все советское отвергалось и перечеркивалось, «Сааремааский вальс» продолжал звучать в эфире. Также одной из самых известных композиций в исполнении Отса стал «Севастопольский вальс».
Гастроли не мешали Отсу продолжать петь в театре. Он солировал в «Повести о настоящем человеке» Сергея Прокофьева, «Риголетто» Джузеппе Верди, «Джоконде» Амилькаре Понкьелли и многих других операх.
В 1970 году Георг Отс последний раз снялся в кинофильме: сыграл философа Бальтазара Руссова в картине «Между тремя поветриями». В 1972 году у него резко ухудшилось здоровье: диагностировали опухоль головного мозга. Артисту провели 8 сложнейших операций и удалили один глаз. Однако уже в 1973 году Отс вернулся в театр и с головой ушел в работу: подготовил роль в опере Верди «Травиата», съездил на гастроли в Москву, где его по-прежнему ждали и любили, а также Ленинград и Софию.
В 1974-м Георг Отс взял оперный класс в консерватории родного Таллина, где недолго обучал талантливых юношей и девушек. В том же году артист возглавил театральное общество Эстонии.
Артист скончался ранней осенью 1975 года. Похоронили Отса на Таллинском «Лесном кладбище», где нашли последний приют знаменитости и государственные деятели Эстонии.