Клуб EverJazz встретил свое десятилетие в кругу ценителей джаза и блюза. Сцену делили как привычные для места исполнители вроде Ольги Головиной и Трио Дениса Галушко, так и неожиданный гость — американский вокалист Дэвид Пост. В гости заглянули директор фестивалей Ural Music Night и “Старый Новый Рок” Евгений Горенбург, а также известная джазовая исполнительницы Флора Бичахчян.

В кулуарах праздника мы пообщались с продюсерами клуба Ириной Щетниковой и Алексеем Глазыриным, с которых 10 лет назад и началась история EverJazz.

Каким был клуб 10 лет назад, как оплот джаза вписывает в уральский ландшафт и что такое современный джаз — вэлком, часть первая.

Ирина Щетникова, со-продюсер клуба EverJazz

Фото: Антон Богомолов

Отмотаем время на 10 лет назад. Что увидел человек, впервые пришедший в клуб?

— Он увидел другую площадку, потому что нынешняя — уже пятая по счету, и открывались мы десять лет назад на площадке центра «ГУРУ». Атмосфера была аналогичная — общение между музыкантами и гостями, взаимообмен энергией — все это появилось сразу. Учитывая, что джаз — это музыка не только слушания, но и участия — то, каким образом будет импровизировать музыкант, напрямую зависит от людей в зале и от того, как они реагируют.

По состоянию, по энергетике — джаз определяет все: как особенности музыкантов, их профессиональные качества, так и особенности публики — сама по себе она всегда интеллигентная и творческая. Поэтому можно сказать, что клубная атмосфера с тех пор не изменилась.

EverJazz — заведение известное, со своей особенной репутацией и часто собирает полные залы. Можете вспомнить несколько концертов из истории с мощными джазовыми звездами, когда случался жесткий солд-аут и зал забивался «до краев»?

— Наша история — это ежедневная работа: клуб работает каждый день и за месяц организует до 50 концертов. Они действительно очень разнообразные — сам по себе джаз прекрасен своей разноплановостью: есть его классический вариант, например, посвящения Фрэнку Синатре, которые собирают полные залы. А есть и более сложные его варианты — авторский джаз или контемпорари-стиль, которые представляют джаз более сложный для восприятия, но в то же время интересный и современный.

Если говорить о наполнении зала, то самое большое — это около двухсот человек, когда людям уже приходится стоять. А если о хэдлайнерах — к нам каждую неделю приезжают иностранные музыканты. Среди них есть и гуру джаза. Такие, как Эл Фостер, американская группа Head Hunters и другие.

Джаз — музыка афроамериканцев, в которую изначально именно они, как создатели, вкладывали свои эмоции, страдания и переживания. Как, на ваш взгляд, джаз с его энергией вписывается в наш уральский музыкальный ландшафт?

— Сегодня воспринимать джаз как музыку «угнетенных негров», как когда-то говорили (смеется), наверное, не совсем правильно. Это, скорее, более классическое его восприятие — когда он был популярным и был музыкой больших залов и танцев — тогда же были большие оркестры и биг бэнды.

Но джаз прекрасен своей импровизацией, так что каждый музыкант передает в нем свое видение и чувства. Поэтому современный джаз, несмотря на свое название, — это совершенно иная музыка по энергетике, по ощущениям, далеко не танцевальная. Есть куча ответвлений, начиная от джаз-рока, заканчивая фьюжн. Прелесть этого направления джаз в том, что каждый может в нем найти что-то свое.

Екатеринбург, в моем восприятии, — город очень мужской, брутальный, при этом очень интеллектуальный. Эти качества города тоже словно создают импровизацию, которая существует в нашей реальности. Сам город по себе такой, так что и интеллектуальные, и страстные нотки джаза находят здесь своего слушателя.

Название клуба EverJazz означает «вечный непрерывный джаз», но при этом вы устраиваете дискуссионные клубы, поэтические кабаре, да и музыка одним джазом не отделывается — на сцене, например, сегодня выступают Blues Doctors. Как это вписывается в вашу изначальную концепцию? Может, сегодня более актуальным было бы название SometimesJazz.

— У нас достаточно жесткая сетка программирования клубов: в понедельник у нас джем-сейшн, вторник — эверджаз, среда — разговорный жанр «Умная среда», авторский джаз — в четверг, в пятницу вступают приезжие музыканты, аналогично в субботу и воскресенье.

Форматы «Умная среда» и поэтические кабаре идут как раз от аудитории, которая приходит к нам — это все-таки думающие люди. Поэтому их интересы — это и музыка, и возможность прийти и обсудить наболевшие темы в публичном пространстве. Но 80 процентов — это, конечно же, музыкально-джазовое наполнение.

Вы говорили до этого о музыкальном разнообразии джаза — от импровизационного до контемпорари, а что из джаза, и может быть, из других стилей слушаете вы, как держатели клуба?

— Большую часть того, что мы слушаем, конечно, составляет джаз.

Лично для меня — это история современного, контемпорари, авторского джаза — то, что сейчас создается музыкантами со всего мира. Когда я слушаю такой джаз, я размышляю, мне приходят новые мысли, открываются какие-то коробочки в голове и находятся решения. Это джаз, который помогает мне дышать — так я его воспринимаю.

Автор: Иван Рублев, Дмитрий Харламов

Фото: Василий Лопатин