Тема секса и сексуальности уже давно вышла за рамки чего-то табуированного и интимного. Режиссеры часто эксплуатируют данную сферу в своих работах. Но разница лишь в том, кто, как и с какой целью это делает? Зачастую такие постановки оказываются в центре скандалов. О таких постановках – в нашем обзоре.

«Служанки» Театр Романа Виктюка
Постановка: Роман Виктюк

«”Служанок” должны играть мужчины», – завещал автор пьесы французский писатель Жан Жене. Роман Виктюк прислушался к автору первоисточника и создал спектакль, в котором все женские роли исполняют мужчины. Актёры с пластикой кошек, истинно женской грацией танцуют под песни Далиды. Красные и черные юбки необычайно гармонично смотрятся на накаченных актерах, выглядящих как древнегреческие атлеты. В первые минуты у зрителя случается когнитивный диссонанс: «Почему мужчины играют женщин?». Есть те, кто не выдерживает. Как правило, такие люди покидают зал уже после первых танцев.
«Мужская сексуальность, обрамленная в женский костюм» – именно такими предстают актеры в своих образах.
На постановке долгое время висело клеймо «спектакля для гомосексуалистов». В чем причина? Одна из причин такова, что спектакль был поставлен в 1989 году. Тогда, когда люди всё еще находились под влиянием тех нравственных установок, которые им прививали в СССР. А в «СССР секса не было». Скромность и сдержанность были главными чертами приличного человека. И тут режиссер роняет этот «железный занавес» и выносит на суд неподготовленных зрителей нечто такое, что нарушало все общественные нормы.
Вторая причина такова, что не все зрители даже в настоящее время готовы видеть мужчин на женских ролях. Согласно стереотипному мышлению мужчина должен быть сдержанным, брутальным, мужественным, потому яркий грим, женская пластика, манерность, которыми наполнены спектакли Романы Виктюка, воспринимаются как некое отклонение от мужского начала. Людей с такими «отклонениями» некоторые вообще причисляют к душевно больным.
Но спектакль «Служанки» прошел свою проверку временем. И чем больше менялось общественное сознание, тем чаще вместо критики можно было встретить восторженные отзывы, в которых тот фарс, который ранее порицался, начали хвалить.

«Машина Мюллер» Гоголь-Центр
Постановка: Кирилл Серебренников

О шокирующих и провокационных спектаклях Кирилла Серебренникова слышал, наверное, каждый. «Машина Мюллер» – один из таких спектаклей, ведь одновременно с исполнителями главных ролей на сцене находятся еще 19 обнаженных тел. Именно тел, ведь сам режиссер не считает это чем-то запрещенным и отталкивающим. Тело здесь – это инструмент, объект искусства, а не способ эпатировать публику. Но обилие наготы на сцене смущает зрителей, ведь обнаженное тело всегда считалось тем, что надо скрывать и прятать, а уж давать «доступ к телу» считается вообще неприемлемым  в некоторых культурах. Вокруг спектакля долго шли бурные обсуждения о целесообразности раздевания актеров. Одни считают, что это – отличный PR-ход, ведь голой грудью всегда легче привлечь зрителей, и больше делать ничего не придется. Другие – что в этом заложен глубокий смысл, который не в силах понять простой обыватель.

Фильм «Текст»
Режиссер: Клим Шипенко

Скандал, разгоревшийся вокруг постельной сцены из фильма «Текст» получился поистине масштабным. Была ли это мастерская имитация или же настоящий половой акт, мы можем только догадываться. Но судя по кадрам с обнаженной Кристиной Асмус, по которым можно было изучать анатомию женского тела, во вторую версию зрителям верится больше. Для молодой актрисы, которая стала известна по роли наивной и милой студентки из сериала «Интерны», данный скандал стал не только хорошей PR-кампанией, но и катастрофой. Травля в интернете привела к разводу актрисы со своим мужем. Так иногда профессия становится яблоком раздора, особенно если его «Еве» подносит змей-искуситель в лице коллеги Ивана Янковского.

Есть и такие фильмы, в которых заигрывания с сексом переходят все границы. И речь идет о тех фильмах, которые за время их просмотра из жанра художественного фильма переходят в откровенный трэш с обилием постельных сцен, перерастающих в насилие.
Редакция «Банзай» не рекомендует к просмотру следующие фильмы, чтобы не отбить у вас желание к занятию сексом: «Сербский фильм» (Реж. Срджан Спасоевич), «Нимфоманка» (Реж. Ларс Фон Триер), «Заводной апельсин» (Реж. Стенли Кубрик),  «Сало, или 120 Содома» (Реж. Пьер Паоло Пазолини).

А для хорошего настроения и незабываемого времяпрепровождения делимся с вами таким списком: «Интимные места» (Реж. Наташа Меркулова, Алексей Чупов), «Больше чем секс» (Реж. Айвен Райтман), «50 оттенков серого» (Реж. Сэм Тейлор-Джонсон), «Красота по-американски» (Реж. Сэм Мендес).

 

Автор: Аделя Курмеева