Поговорили перед выставкой «Путешествие в глубину мироздания» с Сергеем Айро о вдохновении, цензуре и развитии живописи в России.
- Сергей, чем вы вдохновляетесь, когда пишете свои картины?
С.А.: Я считаю, что каждый человек в душе творец. Все мы созидаем что-то, физические или нематериальные предметы и явления. Это и есть творчество, хоть не всегда оно называется именно так. Кто-то называет это борьбой, созданием, школой.
Что касается меня, то мои работы создаются с ровного места. Ты не можешь контролировать. Внутри все возникает само. Сам не знаешь порой, как оно получится в итоге. Как нельзя и предсказать, какой работа предстанет перед зрителем – все мы обладаем разным видением. Картина одна, но все мы смотрим на нее и видим ее по-разному. В том числе, в силу своих ценностей и предпочтений. Кто-то тянется к городу, кто-то – к природе, и ищет фрагменты этих образов в моих работах.
- Кто эти женщины на ваших картинах? Позируют ли вам натурщицы или вы самостоятельно создаете эти образы?
С.А.: Обычно настоящий художник образы берет из головы. Конечно, раньше классическая живопись в основном создавалась по заказу: это были портреты или полотна с выдуманными сюжетами, однако, их героями все равно выступали реальные персонажи.
Сегодня все изменилось – художник редко работает на заказчика. Поэтому свои мифы я рисую из головы. Мне комфортнее создавать сюжеты и образы самостоятельно. Когда изображаешь реального человека, словно создаешь его тень, молчаливого двойника. Тяжело это заменить на выдуманный образ.
- Какое значение на ваших картинах имеют украшения и элементы декора?
С.А.: Человек сам по себе – это украшение. Украшение, умноженное на два, создает определенную мистику. Особенно, когда это украшение нестандартно. Излюбленная импрессионистами шляпка с цветами – это скучно. Когда я работаю с композицией, я создаю бэкграунд, чтобы он органично переплетался с образом главного персонажа.
- Как вы видите развитие живописи в России? Перенимает ли актуальная российская живопись практики от Запада? Как вы оцениваете современную русскую живописную школу?
С.А.: Если брать классическую традицию, то Россия всегда училась в Италии. Думаю, что у нас не дают выразить дикость. Поэтому все современные художественные практики транслируются Западом, а мы их перенимаем. Как и привыкли.
У нас такого – новаторского и из ряда вон выходящего – мало. Есть конечно самородки, но их надо еще обрабатывать. Хочется уже чего-то нового, пост-классического, абстрактного.
- Сергей, имеете ли вы в виду, что отечественным художникам мешает цензура?
С.А.: Творчество – это хулиганское направление. Направление, способное возбуждать пространство.
У нас модно быть художниками, творцами. На первом этапе художнику, конечно, нужна поддержка. Затем, создав некоторую базу, можно работать над еще более хулиганскими проектами. Настоящий художник многогранен, он работает на стыке разных видов искусства. Он готов меняться, переквалифицироваться, и трансформировать мир вокруг.
Выставка работ Сергея Айро «Путешествие в глубину мироздания» проходит в PakovGallery по адресу ул. Горького, 4д
Экспозиция открыта с 10 апреля по 10 мая 2021 года.