Ну что же, любители “быстрых денег”, “ненапряжного заработка” и “выгодных схем”, – эта статья для вас! Я думаю большая часть населения, активно впитывающая интернет-контент столкнулась с таким феноменом, как криптовалюты и блокчейн.
Речь сегодня пойдет о них. Эта статья – сага о том, как хайп насмерть загубил перспективную технологию.
Глава 1: гики, фрики, два битка
Первый (условный) этап начался с создания первой криптовалюты Bitcoin в 2009 году. Для тех, кто в танке, криптовалюты – концепция цифровой валюты основанной на криптографии и организацией оборота не центральным узлом, а каждым участником системы. Реализация подобного продукта стала реальна, благодаря технологии блокчейн (blockchain) – децентрализованный реестр данных. Если нужна пища для размышлений на эту тему с точки зрения технологий –
Гики и энтузиасты работали над
В своеобразной интернет-песочнице энтузиасты обкатывали свои модели построения социальных систем. Bitcoin был самой успешной из этих моделей, судя по росту его стоимости (с двух пицц за 10 000 BTC до $20 000 за одну единицу) и количеству последователей.
Программисты в своих уютных программистских тусовках вымещали в код общественные модели, среди которых был
Глава 2: всем выйти из тени
Около 2016 года, как биткоин уже плотно укоренился в теневой экономике и некоторых сферах бизнеса, сфера целиком начинала набирать популярность.
В общественном сознании произошел щелчок, и люди поняли, что в этой сфере лежат деньги. Платформа Ethereum позволяла
Эти ребята тоже обещали хорошее будущее, некоторые из них закладывали действительно полезный функционал в свои блокчейн-проекты. Но на каждой волне хайпа найдутся очень наглые серферы, которые начинают выкачивать деньги из воздуха.
Люди создавали проект, собирали деньги и убегали в закат. “Что может быть проще?” – подумала треть (или больше) криптовалютного сообщества, которое начинало гнить изнутри, и угнало несколько миллиардов баксов из кошельков наивных граждан.
Добрых гиков, с которых все начиналось, уже никто не слушал. На рынке начала решать реклама, а не продукт.
Глава 3: танцы на костях погибшей инновации
Волна мошеннических проектов и долгое отсутствие какого-либо юридического статуса криптовалют в большинстве стран вызвало ряд неприятных событий, которые начались в середине 2018 года.
- Запрет на рекламу криптовалют в Facebook и Google
- Финансовый обвал рынка
- Общий негативный настрой в сторону криптовалют
Подавляющая часть проектов росла в капитализации только за счет спекуляций и усилий бедных маркетологов, которым платили уже не так много, как во втором этапе.
Сфера начала отмирать и про инновации, которые были рьяно обещаны людям забыли. Конец. Финал. Селяви. Или нет?
Эпилог:
Технологию действительно загубили хайпом – умные ребята, которые хотели делать прорывы в коммуникации и экономике были задавлены людьми, которые хотели делать деньги любыми путями.
Из-за этого гайки закрутили слишком сильно, задавив всех. Но, как феникс из пепла, эта сфера может возродиться на остатках всей грязи, которая происходила в предыдущие годы.
Тогда и появится место для инноваций, ведь все кому они были не интересны ушли 🙂
Автор: Даниил Колосов