Изначально хотелось озаглавить этот текст, как «ЖЗЛ. Жизнь заболевших людей». Но когда лично сталкиваешься с онкологией, то об этом, именно как о болезни, ты хочешь думать меньше всего.
На связи шеф-редактор. Меня зовут Аделя, мне 22 года и у меня папиллярный рак щитовидной железы.
В рамках этой истории мы решили побеседовать с врачом, хирургом-эндокринологом высшей категории, к.м.н. Игорем Николаевичем Воробьевым, чтобы разобраться в этом диагнозе и предостеречь всех.
Что такое щитовидная железа?
Щитовидная железа – орган, о котором мы не беспокоимся до тех пор, пока он не начинает беспокоить нас. И для некоторых это может стать сюрпризом (довольно неприятным), но заболевания щитовидной железы могут протекать практически незаметно для нас, бессимптомно. Например, злокачественные новообразования щитовидной железы.
Щитовидная железа – это небольшой орган, по своей форме напоминающий бабочку, ведь она имеет две доли, соединенные перешейком. Располагается железа на передней поверхности шеи в нижней ее части.
Щитовидная железа вырабатывает тиреоидные гормоны, влияющие на все клетки и ткани организма, и регулирующие скорость различных процессов обмена веществ. Эти гормоны отвечают за множество жизненно важных функций: регуляция деятельности головного мозга, нервной и сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, влияние на репродуктивную функцию, работу молочных и половых желез и много другое.
Первый этап диагностики
Казалось бы, такой маленький орган, а какое значение имеет. Вот и мне казалось ровно до того момента, пока в рамках обследования врачом на УЗИ у меня не был выявлен узел в правой доле щитовидной железы, имеющий нечеткие контуры с наличием микрокальцинатов. Следующим этапом стала биопсия, результаты которой или успокоили бы меня, или показали, что все не так радужно.
Что по этому поводу говорит доктор Воробьев Игорь Николаевич:
«Самое просто исследование, которое поможет выявить или заподозрить рак щитовидной железы – УЗИ (ультразвуковое исследование). Если на УЗИ находят какое-либо образование: киста или, например, коллоидный узел размерами до 1 см, то биопсию можно не делать. Но если есть косвенные признаки опухоли (папиллярного или фолликулярного рака), то независимо от размера узла надо делать биопсию. К косвенным признакам при папиллярном раке относится то, как определяется опухоль на экране врача-диагноста: папиллярный рак выглядит, как гипоэхогенное образование без четких контуров (не как ровный шарик, а как звездочка), неправильной формы, с возможным наличием микрокальцинатов. Если есть подозрение по УЗИ на опухоль – то необходима биопсия. Также стоит сдать анализ на кальцитонин. Если его показатель – в норме, то это значит, что можно исключить медуллярный рак у пациента».
Постановка диагноза
После биопсии в моей карте появился диагноз: «Папиллярный рак щитовидной железы». Хочется сказать сразу, что как бы тебя не успокаивали, шок предстоит пережить. Сильный, мало с чем сравнимый, но он будет. У кого-то он затягивается на месяцы-годы, у кого-то на часы. Через 2 часа меня отпустило, и было принято решение бросить все силы на лечение. Но! Что такое папиллярный рак, и какие виды еще бывают? И так ли все страшно?
Воробьев Игорь Николаевич:
«В щитовидной железе у нас находится 3 вида клеток: A, B, C. Соответственно, наиболее распространенный дифференцированный рак щитовидной железы происходит из клеток группы А. Речь идет о папиллярном и фолликулярном раке. Они относительно благоприятно протекают. Наиболее редкий и наиболее злокачественный рак – медуллярный – происходит из клеток С. Если говорить о том, насколько онкология щитовидки распространена, то у женщин в процессе УЗИ вероятность выявить узел примерно – 30% (каждая 3-я женщина). И из тех узлов, которые мы пунктируем (делаем биопсию), мы выявляем до 9% онкологии. У мужчин узлы встречаются в 7 раз реже, чем у женщин, но процент рака практически одинаков»
Папиллярный рак – самый «доброкачественный» из злокачественных, как до меня донесли врачи. Он поддается лечению, и пациенты даже с полностью удаленной щитовидной железой живут полноценной жизнью после операции. И тут появляется следующий вопрос.
Операция или…?
После консультации онколога, когда вам уже точно оглашают ваш диагноз, начинается этап подготовки к операции. Тиреоидэктомия (полное удаление щитовидной железы) или частичная тиреоидэктомия (удаление части ЩЖ). Удаление органа производится под общим наркозом, как правило, в онкологическом центре. Перед самой операцией следует пройти ряд обследований, которые покажут, что противопоказаний к оперативному вмешательству и применению общего наркоза нет.
У каждого пациента подготовительный к операции этап занимает разное количество времени. Все зависит от того, как быстро будут готовы результаты анализов, пройдены все диагностики. У кого-то на это уходит несколько месяц, в моем случае от момента биопсии до назначения даты операции и начала подготовки к ней прошел месяц.
Операция – всегда страшно, даже если она уже не первая в жизни. Главными успокаивающими факторами могут стать квалификация оперирующего врача, условия, которые созданы в клинике, поддержка со стороны врачей, близких, а также самостоятельная правильная психологическая установка. Нельзя страдать! Нельзя! Иначе шансы сдаться будут расти в геометрической прогрессии. А оно вам не нужно.
Конечно, мысленно ты пытаешься понять, если ли другие варианты лечения (без попадания на операционный стол), роешься в Интернете (никогда не гуглите свои симптомы!). Лучший вариант поиска ответа на это вопрос – беседа с доктором: о том, как принимается решение об удалении, о радиойодтерапии рассказывает Игорь Николаевич:
«Если мы говорим о раннем раке, то убрав одну долю, человек становится здоровым. Если есть опухоль в обеих долях, опухоль большого размера или она прорастает в сосуды, например, тогда нужно убирать всю железу. В случае, когда у пациента с высоким риском рецидива убрана вся железа в ход идет лечение радиоактивным йодом. Если при контрольных исследованиях косвенные онкомаркеры (показатели ТТГ, тиреоглобулина) повышаются при удаленной железе, значит где-то есть еще очаг, тогда применяется радиоактивный йод. Клетки щитовидки устроены так, что они захватывают йод, и они уничтожаются. Операция – это хорошо, ведь человек выздоравливает после нее».
Последствия и противопоказания после лечения
Когда выйдет этот журнал, ваш покорный слуга будет проходить этап послеоперационной реабилитации. Что меня и других пациентов с подобным диагнозом ждет после?
Игорь Николаевич:
«После оперативного вмешательства пациентам, как правило, назначается ТТГ-супрессивная терапия (употребление тиреоидных препаратов). Главное, чтобы ТТГ не повышался, чтобы он был в норме. Опять же все зависит от того, какая часть щитовидной железы была удалена. Некоторые пациенты, кому удаляли лишь одну долю, могут обходиться и без тиреоидных препаратов. Но тут все сугубо индивидуально. А ограничения такие: не рекомендуется физиолечение, не рекомендуется перегреваться и загорать, то есть специально чем-то стимулировать свой организм. Ехать на юг и лежать на пляже, чтобы увеличивать риски этого всего. Не надо».
Предыстория
Теперь момент, который, я надеюсь, побудит вас к тому, чтобы не забывать о своем здоровье и не забивать на него.
Проблема обнаружения рака щитовидной железы в том, что он протекает практически бессимптомно. Яркие симптомы появляются уже тогда, когда все плохо.
Подозрение на рак мне впервые было озвучено при обследовании шеи на предмет заболевания позвоночника. Не нашли ничего кроме небольшого узла странной формы где-то в районе щитовидной железы. И больше ничего. Ни боли в горле, ни кома в горле, ни обмороков как в кино, ни нарушений голоса. Ничего. Все решила случайность. На вопрос о симптоматической картине Игорь Николаевич дал такой ответ:
«Если опухоль находится уже большая, и если она прорастает, например, в возвратный нерв, то может появиться осиплость голоса. В данной ситуации мы выявляем группы риска: если у пациента было облучение шеи по тем или иным причинам, если пациент находился в зоне радиоактивного заражения, если есть наследственная предрасположенность, то такие пациенты попадают в зону риска. Но симптоматика очень слабая у данного заболевания».
Не важно, болит или не болит! Не важно, беспокоит или нет! Оно и не будет беспокоить. Именно поэтому необходимо обследоваться хотя бы раз в год. УЗИ щитовидной железы, пройденное раз в год, избавит вас от очень неприятных сюрпризов и эмоциональных потрясений, которые, поверьте, перевернут если не вашу жизнь, то ваше мышление на 180 градусов.
Скрининг, диспансеризация – процессы необходимые каждому. Лучше предупредить болезнь, чем потом заниматься ее усиленным лечением. Рак – не простуда. Таблеткой не вылечишь. И пропустить его из-за своей безответственности перед собственным здоровьем и впустить его в свою жизнь – путь опасный и скользкий.
Не рискуйте! Ну, а рак – дурак!
Автор: Аделя Курмеева