18 мая в Екатеринбурге прошла “Ночь музеев”. В этом году программа фестиваля, как и всегда, обширная: каждый мог найти что-то на свой вкус. Основной темой стал Год театра, дополнительной – 140-летний юбилей Бажова. По случаю этой даты, на одной из площадок жители города соревновались в длине и густоте своих бород. Я, к сожалению или к счастью, в таком конкурсе поучаствовать не смогла бы, да и начала свой маршрут довольно поздно, около 22:00. Но вдохновиться и поглазеть на инсталляции все равно успела.

Театральные лабиринты от Ельцин центра

Как оказалось, в экспозиции музея первого президента спрятаны пасхалки – разные истории, одна из которых про российский театр XX века. В главную тему “Ночи музеев” и нынешнего года ребята попали отлично. На входе выдают блокнотик с заданиями по выставке: ты гуляешь по составленному маршруту, отгадываешь загадки и одновременно погружаешься в историю России. Народу, что ожидаемо, много, у экспонатов толкучка. В Ельцин центре в принципе была обширная программа: и спектакли, и концерты, и фото-выставки, так что поток музею был обеспечен.

Фото-выставка “Я – женщина” от галереи “Март”

На эту экспозицию мне посмотреть хотелось давно, и я совместила приятное с полезным. На нижнем этаже галереи собраны 6 историй чешских фотографов. Дана Киндрова показывает “женщину Европы” в черно-белой гамме, чтобы цвет не отвлекал от сути человека.

Сильва Франкова запечатлела женщин с разных точек зрения на одном изображении. Чтобы рассказать истории своих героинь, художнику приходилось возвращаться к ним домой снова и снова до тех пор, пока они не забыли о существовании камеры. Только тогда удалось зафиксировать частную жизнь женщины в объективе.

Бара Прашилова просто показала, что женщины – сами по себе сильный источник вдохновения, ведь вдохновение – это суть искусства. На создание многих снимков ушло много времени и денег: фотографии Бары всегда продуманы и срежиссированы. Но, черт возьми, это того стоило. Очень вкусные цвета и идеи!

Выставка Мии Келеровой вдохновлена японским понятием “кинцукорой”, что значит ремонтировать золотом. Склеенная с помощью серебра или золота посуда считалась более дорогой и красивой. Такой же “сломанной” философии следует фотограф, открывая через эти интуитивные снимки себя с неведомой до этого стороны.

Барбора Балкова рассказала истории своих бабушек, с которыми она знакомилась уже после их смерти. С помощью атрибутивных фотографий художник фиксировала разные периоды жизни и эмоциональные состояния родственниц.

Она же сделала коллаж “Маски”, главная суть которого – повседневное их ношение женщинами. В ее работе маски состоят из таких материалов, что на балу ими точно не прикроешься. Но, по мнению Барборы, маска – это оружие для защиты, устрашения, соблазнения, привлекательности, усиления эмоций.

Перформанс-выставки от ГЦСИ

В Государственном центре современного искусства порадовали экскурсоводы: молодые ребята объясняли сложные заложенные художниками смыслы простыми словами, но оставляли пространство для размышления и воображения. В одном зале – выставка путешественницы, сто раз менявшей место жительства, с полароидными фото и заметками, в другом – социальная экспозиция о стереотипном образе осетинцев: мол, это всегда сильные люди с горячей кровью и статусом мастера спорта по какой-нибудь борьбе. Забавно, но на разложенных в комнате матах люди просто листали фотоальбомы – кажется, замысел автора удался. Закончилось все аудио-визуальным перформансом (признаюсь, было жутковато).

Кстати, по пути в ГЦСИ наткнулась на перформанс у музея Эрнста Неизвестного: на фоне проекций ребята под космо-странную музыку создавали композиции из собственных тел.

Это далеко не все площадки, на которых я побывала, но рассказать захотелось именно об этих. Считаю, что ваша Ночь музеев удалась. 

Автор: Виктория Радисева