Мистификациями полнится русская литература. От загадочных судеб писателей до вопроса «А действительно ли их персонажи существовали только на страницах книг?». К 130-летию главного мистификатора русской классической литературы – Михаила Булгакова, мы решили заглянуть в его биографию и проследить, как творческий путь писателя пересекался с судьбами его персонажей.

Детство
Михаил Булгаков родился в Киеве. Его отец, Афанасий Булгаков, был профессором Киевской духовной академии. Мать, Варвара Булгакова, работала учительницей в гимназии, но после свадьбы посвятила себя детям. Будущий писатель был старшим ребенком. Михаил Афанасьевич рос в интеллигентной семье, где часто звучала музыка, которую играла его мать. Большой упор делался на образование детей. Родители прививали детям любовь к чтению и искусству, и обозначило путь Михаила Афанасьевича. Уже в детстве он начал писать короткие рассказы о городских жителях. А любовь к театру и концертам, которую привили ему родители, переросла в то, что пьесы Михаила Афанасьевича знает вся страна.

«Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве — огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья <…> За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля, голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение»

Константин Паустовский

Михаил Булгаков читал произведения Александра Пушкина и Льва Толстого, Фенимора Купера и Михаила Салтыкова-Щедрина. Но его любимым писателем стал Николай Гоголь, чьи произведения часто отсылают к легендам и мифам славянских народов. Именно это, по нашим догадкам, и дало толчок в творчестве Михаилу Булгакову в сторону мистики.

«Мистификация. Начало»

Считается, что мистика начала проникать в жизнь Михаила Афанасьевича после того, как он всерьез увлекся творчеством Гоголя. Кто как не Гоголь знал в этом толк? По утверждениям самого Михаила Афанасьевича с великим писателем он встречался дважды. Первая «встреча» с классиком состоялась в 1917 году. Об этом событии Булгаков позже писал в собственном дневнике. Тогда молодой врач Булгаков заразился дифтерией, и средство, которым он лечился, вызывало массу побочных эффектов — в том числе и ужасный зуд по всему телу, с которым Булгаков по тогдашней традиции боролся морфием. Не удивительно, что к Михаилу Афанасьевичу явился Гоголь (не будем забывать про то, что морфий является наркотическим веществом).

«… зашел низенький, остроносый человек с маленькими, безумными глазами» – писал Булгаков.

Впоследствии Булгаков уверял, что эта загадочная встреча помогла ему на долгие годы избавиться от пагубной зависимости.

О второй встрече с Гоголем Булгаков рассказывал, как о предзнаменовании последней и самой сильной любви в его жизни. «Встреча» состоялась на одной из московских улочек, по которой Михаил Афанасьевич бродил, будучи погруженным в свои мысли. И неожиданно на пути автора возник человек невысокого роста, в котором Булгаков узнал Николая Васильевича, который в свою очередь указал ему на высокое, украшенное лепниной здание. Спустя некоторое время, выяснилось, что новая знакомая Булгакова, Елена Сергеевна Шиловская, живет именно в этом доме. Вскоре Елена Сергеевна стала третьей женой Булгакова, а впоследствии — прототипом знаменитой героини романа «Мастер и Маргарита».

«Мистификация. Дьяволиада»

Роман «Мастер и Маргарита» славится тем, что вокруг него по сей день существует множество загадочных легенд и историй. Кто-то высказывал даже мысли о том, что Булгаков встречался с самим Дьяволом, чтобы написать роман. Наверное, поэтому образ Воланда получился таким убедительным и запоминающимся.

Еще одним «мистическим» фактом можно назвать и точные даты и места, о которых идет речь в романе. Тем занимателен фрагмент с печально известным трамваем, под который попал Берлиоз. О трамвае на Малой Бронной не известно почти ничего. На данный момент трамвайных путей там нет, и на московских картах тех лет трамвайные пути на Пат­риарших не обозначены.
Но согласно официальным данным трамвай там все же ходил, но это была грузовая линия, поэтому на картах ее не обозначали. Но эти трамвайные пути до сих пор являются одним из главных мифов вокруг романа. Или Булгаков этот маршрут придумал?

А о мифических историях со съемочных площадок экранизаций романа столько вышло легенд, что хватит на отдельный роман. Любое несчастье с актером, который снимался в «Мастере и Маргарите», любой форсмажор во время съемок съемочные команды (а они довольно суеверные люди) объясняли именно потусторонним вмешательством и связями Булгакова с Дьяволом.

«Мистификация. Финал»

Булгаков предсказал собственную смерть. То ли он, действительно, что-то чувствовал, то ли медицинское образование помогло сделать ему столь точный прогноз. Незадолго до смерти Михаил Булгаков назвал своему другу месяц и даже день собственной смерти. Звучит, как очередное совпадение или легенда, но Елена Сергеевна Булгакова, третья и вечна супруга писателя, в своем дневнике писала о том, что Михаил Афанасьевич много раньше сказал ей:

 «Имей в виду, я буду очень тяжело умирать, — дай мне клятву, что ты не отдашь меня в больницу, а я умру у тебя на руках»

А посему, хочется сказать: «Однако умные люди на то и умны, чтобы разбираться в запутанных вещах…»

Автор: Аделя Курмеева