Работа декораторов и художников-постановщиков при работе над фильмов может сыграть решающую роль и вывести даже довольно посредственный фильм на высокий уровень. Рассмотрим профессию художника-постановщика на примере фильма «Паразиты», завоевавшего четыре статуэтки «Оскар» в 2019 году, режиссуры Пон Джун-хо.

Как говорит известный российский постановщик Александр Адабашьян: «Задача художника-постановщика — создать уникальный визуальный мир фильма, который может принадлежать только героям этой картины. И в то же время работа художника и оператора не должна бросаться в глаза зрителям, иначе это будет плохая картина». 

Это дает нам краткое представление о том, как наше восприятие сюжета зависит от правильно проработанной концепции съемки.

Осторожно! В тексте содержатся спойлеры к фильму!

В фильме «Паразиты» повествуется о социально-классовом неравенстве, выраженном противостоянием двух семей. Семьи Ким – представителей низшего класса, живущего в маленьком грязном районе, и семьи Пак – богатая семья, являющаяся представителем элиты.
Противостояние показано не только при помощи диалогов, но и архитектуры фильма.

Паразиты 2019 (кадры из фильма)

ДОМ

Семья Ким живет в одном из корейских гетто, где все густо и плотно застроено. Их дом напоминает маленькую каморку в подвале, окна которой выходят на помойку и грязную улицу. Уже в самом начале фильма режиссер показывает, насколько низко живет этот слой населения. И показывает в прямом смысле слова, ведь окна из их квартиры находятся вровень с дорогой. Именно поэтому вся грязь и вода в один момент затапливает комнаты семьи Ким. В их окна не попадает солнце. Очень примечательной стала сцена, где на улице идет сан.обработка от паразитов. Отравляющие вещества сквозь это маленькое окно попадают и в квартиру главных героев. 

Богатая семья Паков живет в шикарном доме с преобладающим минималистичным декором. Через панорамные окна их дома солнечный свет как бы заполняет всю комнату. Окна в фильме играют тоже не последнюю роль. Как было отмечено блогером Томасом Флайтом: «Эти окна имеют одинаково необычную форму, а по размеру походят скорее на большой экран в кинотеатре. Семья Ким вынуждена смотреть, как пьяные люди мочатся прямо у их окна, а грязная вода стекает в канализацию. Пакам окно служит развлечением: сидя на диване, они наблюдают, как восходит солнце или идёт дождь».

Оба дома были построены специально для съемок фильма. Также для фильма был выстроен и весь бедный район, в котором находится полуподвал семьи Ким. Дом Паков очень аккуратен, с проработанным дизайном и интерьером, вплоть до мельчайших деталей. Все выполнено в светлых тонах и подобрано так, что не было ни одной дисгармонии в интерьере. В саду, расположенном на участке, все идеально: идельно выстриженные кусты, ровная трава, идеально зеленый цвет.
Полуподвальная квартира Ким, на контрасте, наполнена кучей хлама. В ней крайне мало пространства. Художник-постановщик таким образом создает ощущение спертости пространства, а оттенки синего и зеленого, дополняющие и кадры с домом семьи Ким, как бы отдают затхлостью, духотой и грязью, в которой живет семья. 

ЧЕМ ВЫШЕ ПОДНЯЛСЯ, ТЕМ БОЛЬНЕЕ ПАДАТЬ

Лестницы. В последние годы – излюбленный пример многих режиссеров и художников-постановщиков. При помощи лестниц, фигурирующих в кадре и сюжете, можно показать путь героев.
В «Паразитах» лестницы фигурируют очень часто, потому что режиссер должен был показать, как можно с самых низов подняться на высоту, а затем упасть оттуда.
Чтобы попасть в квартиру бедной семьи, нужно спуститься по лестнице. А при подходе к дому Паков приходится сначала взобраться на гору, а затем пройти ещё несколько ступенек наверх. Такой приём, по словам режиссёра, призван в очередной раз подчеркнуть непреодолимое различие между семьями.
Также можно заметить, что единственная лестница в доме Паков ведет в спальни – место отдыха, расслабления, блаженства. В доме же бедной семьи всего одна лестница, состоящая из двух ступенек. И то, она ведет к унитазу. Грязному месту, вызывающему отвращению, и ассоциирующемуся сугубо с нуждой. На данной лестнице ютятся герои, когда пытаются поймать вай-фай (то есть, даже для достижения такой простой цели и доступа к тому, что есть у большинства людей, им нужно поднять по лестнице).

Художник-постановщик фильма получил номинацию на премию «Оскар». И получил ее вполне заслужено, ведь без его трудов, из которых складывается визуальное повествование, эта история не сыграла и сработала именно так. Мы можем не обратить внимание на детали при первом просмотре, потому что будем заняты именно сюжетной аркой и актерской игрой, но если детали умело вплетены в сюжет, то они выстреливают. И тогда нам волей неволей приходится следить еще и за мелочами, которые создают мир фильма.