“Идеологическая работа” – под таким названием действовала машина пропаганды в Советском Союзе. Ребята свое дело знали. С точки зрения культуры контролировались все аспекты жизни: нельзя было почитать роман, послушать песню, посмотреть театральную постановку, если они не проходили советскую цензуру. Феномен одновременно страшный и безумно интересный. Нам захотелось рассмотреть, как идеологическая пропаганда в СССР влияла на культуру в целом.
В этом вопросе есть “с одной стороны” и “с другой стороны”. Первый аспект: массовый запрет. Высоцкий, Довлатов, Есенин, Булгаков – перечислять тех, чей гений замалчивался, можно очень долго. Другая сторона: рождение отдельного пласта идеологически верных работ, которые не могли бы возникнуть в иных условиях. Агитационные плакаты, просоветская литература – феномены, существование которых не было бы возможно без огромных усилий со стороны государства. Разбираемся.
Пропаганда как механизм замалчивания
Пропаганда всегда была работой в двух направлениях: запретить “неправильное”, создать и распространить “правильное”. По поводу запретов: цензура, пожалуйста. В Российской империи она существовала с тех самых пор, как появилось массовое книгопечатание, но это только массовая и продуманная. Первые списки запрещенных книг в России датированы еще 1073 годом, но строго регламентироваться это все начало тогда, когда уметь читать стали многие, а возможность издать книгу перестала быть чем-то совершенно заоблачным с технической точки зрения.
Первым шагом к созданию цензуры в СССР стал “декрет о печати”, октябрь 1917. Он касался, в основном, СМИ и был удивительно похож на подобный документ, существовавший в царской России. Не стали ребята изобретать велосипед – просто победители всегда правы. Дальше пошло-поехало: контроль над печатью объявлений, контроль кинопредприятий, национализация фотопромышленности, учреждение органа по надзору за книжной промышленностью – главлитпросвета. С этим всем ребята справились буквально за первые три года. Параллельно высылали из страны “неугодных” творцов и прочую интеллигенцию. Развлекались как могли.
Дальше было по Кэроллу: “Все страньше и страньше, все чудесатей и чудесатей”: ввели полнейшую цензуру, которая была гласной. Замалчивание, как часть пропаганды, наиболее известна в сфере литературы. В сороковые осуждали Ахматову и Зощенко, в пятидесятые притесняли Пастернака (нобелевского лауреата), в шестидесятые арестовывали Бродского (будущего нобелевского лауреата), в семидесятые замалчивали Высоцкого, музыка которого несмотря ни на что играла из каждого утюга.
Дальше хочется сказать “в восьмидесятые”, но там все стало чуть проще и спокойней. А механизм работы вы и так уже поняли. Дальше было в основном послабление и распад системы тотального контроля. Да и вообще распад системы. Но были ли в ней положительные моменты?
Пропаганда как двигатель культуры
Как было рассказано выше, государство взяло в свои руки все аспекты культурной деятельности граждан. Все позапрещали и начали создавать свое. Свое получалось очень эффективным за счет общего фона идеологической работы и постоянного нахождения в поле зрения. Вот некоторые аспекты культуры, которые не были бы возможны без огромной машины пропаганды.
- Феномен “Демьянов Бедных”. Назван в честь поэта Демьяна Бедного, из очевидного. Феномен состоит в том, что появился целый ряд писателей, которые сознательно делали идеологически верную литературу ради собственной славы, власти, известности. Так, например, во время революции Демьян Бедный активно работал журналистом и писателем по партийной линии. После смерти Ленина поэт начал активно продвигать образ Иосифа Сталина как отца народов. Вот и имел писатель любовь критиков, ордена, статус, личный поезд.
- Советские агитационные плакаты. Отдельный пул шедевральных работ. От классических лозунговых плакатов до советского пин-апа каждый рисунок был прекрасен. Идеологически выверенные работы выставляли жизнь советских граждан с лучших сторон. Каждый плакат был сделан с огромным креативом и реальной верой в светлое будущее.
- Творчество военных лет. Отдельный пласт культуры, который породил множество великих шедевров. В годы войны культурные аспекты были важны в первую очередь для поддержания общего тонуса общества, боевого духа солдат. Такие персонажи, как Василий Теркин, могли возникнуть только в подобных условиях. Кинематограф, пресса, музыка, поэзия, театр – все грани культуры были направлены на создание живучего образа героизма советского солдата.
На данный момент трудно сказать, “хорошо” или “плохо” повлияла всеобщая пропаганда на культуру того времени. Слишком много было потеряно, слишком много приобретено. Одно можно сказать точно: современная культура в эпоху информационных технологий гораздо более продуктивна тогда, когда развивается самостоятельно, без контроля. Надеемся, что вся цензура и пропаганда осталась в прошлом.Автор: Дмитрий Харламов