Кофейный мир уже давно поделен на тех, кто пьет с молоком, и тех, кто без. Но среди адептов черных бодрящих напитков есть фанаты не микроскопического эспрессо, а большого и ароматного американо. Рассказываем, почему не весь черный кофе с кипятком вкусен и почему он обязан своим названием Штатам.

Жидкая история

Все началось с американских солдат во время Второй Мировой Войны, когда войска США оккупировали Италию. Солдаты из Штатов, скучавшие по родине и черному кофе, заказывали у местных непривычно крепкий эспрессо и совершали истинное кощунство – разбавляли напиток горячей водой, чтобы он стал больше похож на фильтр-кофе. Тогда итальянские бариста и прозвали его “американо”, что означало американский. Это звучало как оскорбление, поскольку в рецептуре для всех бариста было написано – божественный эспрессо разбавить кипятком до неузнаваемости.

В наше время гости, плохо разбирающиеся в рецептуре, получая большую порцию, готовы платить за нее больше. Спрос формирует предложение, а фактические затраты кофейни на тот или иной напиток прямо на цены не влияют. В то же время гость всегда может заказать эспрессо и стакан горячей воды отдельно, чтобы самостоятельно разбавить по консистенции.

Зерновая экономика

Себестоимость американо от эспрессо особо не отличается, ведь состав американо — это эспрессо и вода. На одну порцию эспрессо (35–40 миллилитров напитка) в  кофейне уходит 18–19 граммов кофе. Даже если допустить, что вода в кофейне по какой-то причине дорогая, разница в себестоимости все равно будет составлять копейки.

Иногда американо дороже эспрессо из-за объема чашки. Так на американо 340 миллилитров и больше нужна уже двойная порция эспрессо. Однако чаще всего разница в цене обусловлена все-таки желанием больше заработать. Американо — более ходовой для российских кофеен напиток, нежели эспрессо, а зачастую в меню это единственный вариант для сторонников черного кофе. Так что владельцы кофеен руководствуются принципом “все равно купят” и устанавливают цену на американо с максимальной маржинальностью.

Как пить

На один удачный американо в российских кофейнях приходится точно такой же один невкусный. Чтобы не плеваться от черной жижи, а получить удовольствие от напитка, надо знать, что вы пьете и из чего. В настоящее время существует три традиционных варианта подачи американо:

  • итальянский, когда порция эспрессо разбавляется водой, и объем напитка доводится до 120-200 мл, при этом свойственная эспрессо пенка исчезает;
  • скандинавский, когда эспрессо вливается в горячую воду – это позволяет сохранить пенку;
  • европейский, когда порцию эспрессо наливают в большую чашку, а воду подают отдельно, что позволяет клиенту разбавить кофе по своему вкусу.

В домашних условиях можно не строго придерживаться этих правил, а приготовить американо по рецептам, которые лишь позволяют сохранить итоговые пропорции воды и кофе, передать мягкий и ненавязчивый вкус напитка.

Кстати, не стоит путать американо и лунго – “длинный” эспрессо, приготовленный с чуть большим количеством воды. Основное его отличие от американо заключается в том, что дополнительная вода тоже проходит через кофейную таблетку.

Американцы утверждают, что они пьют кофе американо, так как он здоровее эспрессо – кофеина там вроде меньше, но, конечно, американо не является полезнее своего младшего собрата, так как кофеина там поровну, просто концентрация меньше.

Американо с молоком особенно любят в России, ведь он отлично согревает, долго пьется и обладает приятным кремовым вкусом.

Пейте только хороший кофе.

Автор: кулинарный редактор Сергей Сивопляс